ГлавнаяТСЖЗаявление в управляющую компанию: причины подачи, правила оформления

Заявление в управляющую компанию: причины подачи, правила оформления

Многоквартирный дом (МКД) является сложной системой, в которой, в зависимости от проекта, может быть расположено множество помещений как жилых, так и коммерческих. Для нормального функционирования и обеспечения комфортного проживания людей в нем также есть объекты, которые принадлежат всем собственникам сразу. Это, к примеру, несущие конструкции, лифты, инженерные системы. За корректной работой оборудования, а также за нормальным состоянием конструкций нужно постоянно следить. Жильцы в большинстве случаев не могут делать это самостоятельно, поскольку большое количество собственников достаточно трудно организовать. Законодательство предусматривает для этого несколько форм управления.

Управляющая компания (УК) – это организация, которая специализируется на управлении многоквартирными домами за плату. Осуществляются эти мероприятия по договору, который заключается с жильцами. Альтернативным вариантом управления общедомовым имуществом является организация ТСЖ (товарищество собственников жилья).

Заключая договор, управляющая компания берет на себя спектр обязанностей, который определяется как этим соглашением, так и действующим законодательством. Жильцы, в свою очередь, обязуются своевременно и в полном объеме оплачивать услуги управляющей организации. При невыполнении каких-либо обязанностей возникает недовольство собственников, поскольку денежные средства они продолжают перечислять. Уклонение организации от взятых на себя обязательств, а также нарушение норм безопасности при их исполнении является поводом для жалоб на ее действия или бездействие.

В процедуре подачи жалобы на УК в контролирующую инстанцию важным этапом является предъявление претензий самой компании. Без подтверждения того, что жильцы пытались урегулировать проблему мирным путем, жалобы в большинстве случаев рассматривать не будут. Это правило исходит из того, что отношения между жильцами и УК являются договорными и регулируются гражданским законодательством. ГК РФ устанавливает порядок разрешения конфликтов между сторонами договора, первым пунктом в котором является направление претензии.

Причины и основания для подачи заявления в управляющую компанию

Поводы для конфликтов между жильцами и УК неразрывно связаны с обязанностями, которые принимает на себя организация, заключая договор, или нарушением условий соглашения. К главным обязанностям управляющей компании относятся следующие:

  • обеспечение бесперебойной подачи коммунальных услуг. В случае отключения компания должна заблаговременно информировать жильцов о дате и длительности перебоя. Причем УК должна обеспечивать подачу даже тех услуг, которые она не поставляет;
  • отслеживание данных об индивидуальном потреблении коммунальных услуг и передача их поставщику;
  • своевременное выставление счетов за услуги. Ситуация, когда УК несколько месяцев не присылает квитанции, а потом выставляет счет и накручивает пеню за просрочку платежей, неправомерна. Суммы в квитанции должны быть корректны. Ответственность за ошибочно удержанные средства несет управляющая компания;
  • обслуживание инженерных сетей и коммуникаций;
  • уборка и благоустройство придомовой территории;
  • уборка и ремонт подъездов;
  • обслуживание общедомовых помещений, к примеру, ремонтные работы на чердаке или в подвале дома, борьба с паразитами;
  • обслуживание крыши. К примеру, очистка дренажных отверстий;
  • иные обязанности по текущему ремонту общедомового имущества;
  • контроль за вывозом мусора в срок, обустройство мест для контейнеров;
  • обеспечение безопасности жильцов. К подобным обязанностям можно отнести как своевременный ремонт проводки в доме, так и устранение сосулек, льда на крыльце, посыпание пешеходных дорожек противоскользящими средствами;
  • предоставление годовой отчетности.

Спектр обязанностей управляющей компании устанавливается заключенным с жильцами договором. В соглашении должен быть приведен максимально подробный перечень общедомового имущества, который вверяется организации, а также действия, которые она должна предпринимать. Помимо этого, обязательства УК устанавливаются действующим законодательством.

Именно неисполнение обязанностей управляющей компанией чаще всего приводит к жалобам на нее. Так, наиболее распространенные поводы для оформления заявления в УК следующие:

  • нестабильная поставка коммунальных услуг;
  • нарушения в сфере поставки отопления;
  • отсутствие контроля за состоянием общедомового имущества и своевременного устранения недостатков. К примеру, наличие трещин и дыр в стенах;
  • ненадлежащего качества уборка подъездов и придомовой территории;
  • отсутствие ремонта в подъездах;
  • завышение стоимости услуг.

При этом следует понимать, что управляющая компания несет ответственность не во всех сферах, к примеру, ее сотрудники не отвечают за поведение других жильцов, поэтому на шумных соседей нужно жаловаться участковому.

Правила оформления заявления

Некоторые жильцы считают, что жаловаться на управляющую компанию в саму же управляющую компанию бесполезно. В некоторых случаях это действительно так. Однако зачастую письменное обращение показывает УК серьезность намерений жильцов. Ее сотрудники понимают, что, в случае дальнейшего бездействия, собственники будут жаловаться в контролирующие органы, что может грозить уже серьезными последствиями. К тому же халатное отношение к своим обязанностям отдельных сотрудников не означает, что и руководство компании с этим согласно. Таким образом, письменное заявление в управляющую компанию может возыметь эффект. Но, независимо от этого, это первый шаг к принуждению организации к исполнению своих обязанностей. При отсутствии реакции только после этого этапа собственники смогут пожаловаться на УК в иные инстанции.

Заявление составляется в свободной форме, поскольку законодательство не содержит какого-либо установленного образца. Как правило, оно пишется от руки на листе. В нем нужно указать следующие сведения:

  • наименование управляющей компании;
  • данные адресата. Заявление подается на имя руководителя, поэтому необходимо указать его фамилию, имя и отчество, а также должность;
  • данные заявителя. Указывается фамилия, имя и отчество, адрес проживания, телефон для связи;
  • название документа – «Заявление»;
  • описание возникшей проблемы. Необходимо изложить претензию как можно более подробно;
  • требование об устранении нарушения;
  • сроки информирования о принятом решении;
  • указание на то, что при отсутствии ответа и действий заявитель обратится в контролирующие органы;
  • список бумаг, которые прилагаются к заявлению;
  • дату подачи и подпись заявителя.

К заявлению можно приложить акты осмотра с фиксацией неисправностей, чеки, квитанции, фотографии.

При составлении заявки следует воздержаться от использования нецензурной лексики.

Для большего эффекта, особенно если проблема распространяется на всех жильцов, можно составить коллективное заявление. Оно оформляется так же, но в пункте с данными заявителя указываются сведения обо всех жильцах, которые его подают. Также в документе ставится личная подпись каждого заявителя.

Порядок подачи в управляющую компанию и сроки ее рассмотрения

Подать заявление в управляющую компанию можно следующими способами:

  • лично при посещении;
  • посредством отправки по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения;
  • через интернет на портале «Госуслуги»;
  • через интернет-портал РосЖКХ.

При подаче лично заявление нужно составить в двух экземплярах и вручить секретарю либо непосредственно директору организации. Также нужно проследить, чтобы заявка была зарегистрирована. Принимающий заявление сотрудник проставляет на обоих экземплярах дату, свою фамилию, имя, отчество, должность, личную подпись. Эти данные могут быть написаны от руки или проставлены штампом. Подпись в любом случае проставляется собственноручно.

При подаче через портал «Госуслуги» потребуется зарегистрироваться и авторизоваться в личном кабинете. Далее нужно перейти на вкладку «Коммунальные услуги» и найти свою УК. В ее адрес нужно послать электронную копию заявления.

При отправке через портал РосЖКХ заявление направляется не только в саму управляющую организацию, но и в органы, которые ее контролируют. Для отправки также потребуется регистрация на сайте.

Каждая управляющая организация обязана вести учет поступающих в ее адрес заявлений. В общих случаях УК должна направить свое решение гражданину в течение 3 рабочих дней. Если в требовании отказывают, то в ответе в обязательном порядке должен содержаться мотив такого решения.

Срок реагирования зависит от причины обращения, так, если жилец жалуется на запах газа в квартире, реакция от управляющей компании должна поступить незамедлительно.

На устранение нарушений, не связанных с угрозой жизни и здоровью граждан, отводится один месяц.

Что делать в случае отказа или отсутствия реакции со стороны управляющей компании

Ситуации, в которых управляющая компания просто игнорирует заявление от жильцов или отказывает им в требованиях, достаточно распространены. Также УК может мотивировать свой отказ тем, что кто-то из собственников имеет задолженность перед ней, и до тех пор, пока она не будет погашена, услуги оказываться не будут. Это неправомерно, поскольку компания не может ущемлять права граждан, которые всегда исполняют свои обязанности. Нельзя отключить свет всему дому, если в нем живет неплательщик. Управляющие компании таким способом стараются надавить на должников, привлекая в конфликт других собственников, а также просто уклоняются от исполнения свои обязанностей.

При отсутствии каких-либо ответных действий от организации, а также при отказе целесообразно обратиться в следующие органы:

  1. В администрацию населенного пункта. В большинстве случаев это не возымеет эффекта, польку муниципалитет всячески игнорирует подобные жалобы, однако попробовать все же стоит.
  2. В жилищную инспекцию. В эту организацию следует обращаться при неисполнении УК своих обязанностей или некачественном подходе. Жилинспекция также принимает просьбы о рассмотрении правомочности выбора управляющей организации и лишении жильцов возможности создания ТСЖ. При наличии оснований жилищная инспекция организует проверку действий УК. Проверяться при этом будут все сферы обслуживания многоквартирного дома и придомовой территории, а не только те, которые указаны в заявлении. Так могут быть выявлены иные нарушения. Жилинспекция может назначить организации штраф, а также вынести предписание об устранении нарушений. Однако эта организация не станет рассматривать неправомерность начислений, поскольку подобные вопросы не в ее компетенции.
  3. Роспотребназдор. Эта организация рассматривает нарушения в сфере оказания услуг, а отношения между жильцами и УК как раз относятся к ней. В Роспотребнадзор следует подавать жалобы на неправомерно завышенные тарифы. Орган может применить к УК санкции и обязать вернуть средства, которые были уплачены сверх установленных тарифов.
  4. Прокуратуру. Эта организация также примет жалобу на неправомерные начисления. Также в нее стоит обращаться, если заявления в иные инстанции не дали результата. При наличии оснований будет организована прокурорская проверка, что само по себе довольно неприятно для УК. А в случае выявления серьезных нарушений могут применяться санкции вплоть до лишения компании лицензии.
  5. Суд. Если обращение в иные инстанции не помогло, жильцы вправе инициировать исковое производство, чтобы отстоять свои права. Судебные органы достаточно часто встают на сторону собственников.

Если проблему не удалось решить в судебном порядке, жильцы вправе организовать собрание с целью выбора новой управляющей компании или для учреждения товарищества собственников жилья.



Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Ошибка! Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий.