ГлавнаяЖКХПерерасчет: когда можно сделать перерасчет за коммуналку и как правильно составить для этого заявление

Перерасчет: когда можно сделать перерасчет за коммуналку и как правильно составить для этого заявление

Благодаря стараниям организаций коммунального хозяйства каждая городская квартира обеспечена электричеством, горячей и холодной водой, отоплением в зимний период. Также коммунальщики оказывают услуги по содержанию общедомовой территории и уборке территории. Разумеется, столь широкий перечь услуг подразумевает коммунальные платежи на ежемесячной основе, которые нередко составляют от 30 до 50% расходов бюджета жильцов квартиры. Но что делать, если услуги оказываются некачественно, например, вместо горячей воды льется еле теплая, а электричество постоянно работает с перебоями. Можно сделать перерасчет. При этом некачественное оказание услуг не является единственным основанием для перерасчета платежей.

Случаи, при которых перерасчет возможен

Перерасчет – это вполне реальная возможность бороться с переплатой за коммунальные услуги.

Каждый собственник жилья имеет право на перерасчет. Однако для этого необходимо наступление определенных факторов. Ниже перечислены основные ситуации, когда можно и нужно делать перерасчет:

1. Оказание управляющей компанией некачественных услуг. Это наиболее проблематичная статья оснований для перерасчета, поскольку придется доказать, что услуги оказаны некачественно. Как правило, от некачественной работы управляющей компании страдают несколько жильцов одного подъезда или сразу всего дома. Что свидетельствует о некачественном оказании услуг:

  • перебои с подачей воды или электричества;
  • слабое отопление в зимний период времени;
  • низкое качество воды (если часто идет ржавая вода, в результате чего ее невозможно использовать для бытовых нужд, приходится спускать воду, что увеличивает ее расход);
  • отсутствие своевременного капитального или косметического ремонта дома и т.д.

2. Увеличение или уменьшение численности проживающих в квартире лиц (в этом случае подразумеваем, что все жильцы прописаны в квартире). (Многие статьи коммунальных расходов исчисляются, в зависимости от количества проживающих, поэтому, если из квартиры выписались люди, можно сделать перерасчет за период со дня отмены их регистрации в квартире).

3. Получение льгот, дающих право на снижение стоимости коммунальных услуг.

4. Если квартира долгое время пустует: если в квартире долгое время никто не живет, причина в этом случае не важна, то расчет за коммунальные услуги начисляется по общедомовому счетчику, впоследствии эти показания можно оспорить, подав заявление на перерасчет.

Однако, даже при наличии вышеназванных обстоятельств, некоторые виды ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги) не подлежат перерасчету:

  • в случае использования газа в качестве отопления;
  • если водоотведение установлено отдельно от водоснабжения;
  • отопление квартир (в большинстве случаев сделать перерасчет за отопление можно только при полном его отключении, либо когда температура воды для отопления существенно ниже норматива. Не исключено привлечение суда).

Последствия перерасчета: увеличение или уменьшение сумм

Когда собственник подает заявление на уточнение и перерасчет платежей, единственное, на что он надеется – это уменьшение суммы. Но перерасчет не всегда сводится к снижению суммы, нередко бывает, когда коммунальные платежи на основании перерасчета увеличиваются.

Перерасчет с увеличением происходит при следующих обстоятельствах:

  1. При выявлении возможных ошибок и опечаток в квитанции на оплату коммунальных услуг.
  2. Если у заявителя на перерасчет отсутствуют счетчики в квартире (а это обязательное требование). В этом случае начисление происходит по общедомовому счетчику, исходя из количества проживающих лиц. Перерасчет происходит с момента регистрации нового жильца, т.е. при увеличении численности проживающих, за весь период.
  3. Даже если счетчики есть, неверные показания также могут служить основанием для увеличения платежей после перерасчета. Особенно если показания длительно сдавались с намеренным занижением показателей, это легко проверить.
  4. Смена собственника жилья (к примеру, прежний собственник имел льготы на коммунальные платежи, а новый собственник не является льготником, потому перерасчет будет сделан не в его пользу).
  5. Счетчики на электричество, газ или воду не проверялись длительное время в соответствии с установленными нормативами.

Если собственник помещения не подпадает под вышеназванные случаи, то можно подавать заявление на перерасчет с целью уменьшения суммы. Случаи, когда сумма за коммунальные услуги может быть уменьшена по итогам перерасчета (т.е. это основания перерасчета):

  1. Управляющая компания оказывает некачественные услуги (виды некачественных услуг могут быть разнообразными, а их перечень бесконечным, в этом вопросе главное доказать, что услуга действительно была оказана с нарушением норм и стандартов).
  2. Смена собственника квартиры (ситуация обратна последнему рассмотренному случаю увеличения суммы за коммунальные платежи при перерасчете). Смена статуса собственника также влияет на возможность снижения оплаты при перерасчете, например, когда собственник получил льготы по выходу на пенсию, получению инвалидности, льготы для многодетных семей, ветеранов труда и т.д.
  3. Если в квартире никто не жил долгое время (как правило, если в квартире установлены счетчики, то в этом случае не требуется перерасчет. Если же квартира была не оснащена счетчиками за газ, воду и электричество, то логичнее сделать перерасчет).

Заявление на перерасчет можно подать в срок не позднее 30 дней с момента наступления основания (оказания некачественной услуги, изменения количества проживающих и т.д.). Пропущенный срок для перерасчета можно восстановить только по уважительной причине.

Если основанием перерасчета является длительное отсутствие проживающих в квартире лиц, то заявление можно подать заблаговременно, при условии, что известен точный период отсутствия (лицо имеет право на перерасчет, если в квартире никто не проживает пять и более дней). В этом случае максимальный срок перерасчета не должен превышать 6 месяцев.

Предоставление услуг, не отвечающих требованиям нормативов

Несоответствие услуг требованиям нормативов (ненадлежащее предоставление услуг) рассмотрим на примере горячей воды, которая зачастую лишь называется горячей.

Горячее водоснабжение весьма дорого обходится россиянам, тем не менее, именно с горячей водой возникает больше всего проблем. По нормам СанПина температура не может быть меньше 65 градусов. При этом колебание температуры в течение суток не может быть больше 5-6 градусов (больше или меньше).

Если температура горячей воды опустилась до 40 градусов или ниже – это основание для перерасчета, т.к. в этой ситуации стоимость кубометра снижается на 0,1% за каждые (три) градуса.

Временное прекращение обслуживания

В данном контексте под прекращением обслуживания понимается временное прекращение обеспечения услуг по подаче воды, электричества, тепла и т.д.

Актами установлены нормативы предельного допустимого времени для перерыва в подаче электроэнергии, газа, воды:

  • для газоотведения максимально допустимым перерывом считается 4 часа в месяц;
  • для воды максимальный срок перерыва подачи – 8 часов за месяц, но не более 4 часов за 1 раз (правила идентичны для горячей и холодной воды);
  • электричество нельзя отключать более чем на 2 часа (если у поставщика электроэнергии два источника питания, то максимальный срок – не более суток);
  • время отключения отопления зависит от среднесуточной температуры за окном. Если на улице температура ниже +8 по Цельсию, то отопление запрещено отключать (если температура от +8 до +10, то можно отключить отопление на 4 часа; если от +10 до +12 то на 8 часов, если больше +12 - не более 16 часов).

Заявление на перерасчет: как написать и куда подать

Счета за коммунальные услуги формируются на основании правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 2011 года за номером 354. Этим же нормативным актом регламентируются и нормативы потребления.

Заявление на перерасчет можно подать непосредственно в управляющую компанию, которая обслуживает жилое помещение, либо в расчетный центр, который формирует квитанции за коммунальные услуги.

Помимо заявления на перерасчет, собственники жилья могут обратиться в Роспотребнадзор или в Жилищную инспекцию по факту некачественно оказанных услуг (особенно актуально, если услуги оказаны с нарушением нормативов, например, когда доказано превышение примесей в воде).

Если в доме есть ТСЖ, то заявление о перерасчете можно направить председателю ТСЖ.

Заявление на перерасчет составляется в свободной форме, т.к. документ не имеет строгого бланка-образца. Можно просто напечатать заявление на обычном листе (готовьте минимум 3 экземпляра). Что необходимо указать в заявлении на перерасчет:

  1. В верхнем правом углу заполняются реквизиты на получателя заявления (наименование, адрес нахождения, лицо-руководитель).
  2. Далее указываются реквизиты заявителя (ФИО, адрес прописки, обязательно контактный номер телефона).
  3. В тексте заявления необходимо подробно описать основание для перерасчета с указанием вида услуги, периода перерасчета, указанием точного адреса жилого помещения, в отношении которого нужно сделать перерасчет.
  4. В тексте заявления нужно перечислить все документы, которые будут представлены в качестве приложения (доказательства).
  5. Заявителю обязательно нужно подписать и поставить дату.

Как направить заявление на перерасчет:

  1. Нарочно (самый быстрый и действенный способ, в этом случае сотрудник канцелярии расписывается на экземпляре заявителя о принятии заявления).
  2. Направление почтой (если нет возможности лично передать заявление, можно направить его по почте, с описью вложений и с уведомлением о вручении). В конверт необходимо вложить 2 экземпляра документов с пометкой «просьба подписать и вернуть 2-ой экземпляр».

Если в результате некачественно оказанных услуг пострадали несколько жителей дома, то заявление на перерасчет подается каждым собственником квартиры индивидуально.

Заявителю должен прийти ответ в письменном виде, если управляющая компания или расчетный центр не согласны с основанием для перерасчета.

Основание перерасчета стоимости коммунальных услуг: документы

Для перерасчета, помимо заявления, необходимо представить подтверждающие документы-основания перерасчета. Соответственно для каждого основания в качестве подтверждения можно использовать различные документы, их перечень не закреплен законодательством.

Например, если перерасчет необходимо произвести по причине длительного отсутствия лиц, прописанных в квартире, то в качестве подтверждающих документов можно представить:

  • билет (ж/д или авиа) либо транспортный проездной документ, в котором указаны даты, подтверждающие отсутствие проживающего лица по месту регистрации;
  • командировочное удостоверение, приказ на командировку с места работы;
  • загранпаспорт с отметками таможенной службы;
  • документ, подтверждающий временную регистрацию в другом населенном пункте;
  • справку из санатория, больничного учреждения, подтверждающие нахождение лица на стационарном лечении и др.

При оказании некачественных услуг для перерасчета потребуется провести экспертизу или иную официальную проверку, которая бы подтвердила нарушение. Например, замерить температуру воды, если речь идет о нарушении норм горячего водоснабжения, зафиксировать факт измерения. Даже если экспертизу проводит специалист, необходимо обеспечить присутствие нескольких свидетелей, для этого можно пригласить соседей. Соответственно в качестве доказательств могут быть представлены фото или видеоматериалы, акт и заключение эксперта.



Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Ошибка! Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий.