ГлавнаяЖКХДействующие правила предоставления коммунальных услуг гражданам нормативы и стандарты качества

Действующие правила предоставления коммунальных услуг гражданам нормативы и стандарты качества

Каждый человек имеет право на жилье. Естественно, что для нормального существования, кроме помещения, где он может обитать, необходимо:

  • обеспечение водой для питья и приготовления пищи, использования в быту (купаться, стирать, убираться);
  • отапливать квартиру, дом, жилую комнату в холодное время года с осени до весны;
  • наличие электроэнергии в жилых помещениях для возможности заниматься домашними делами в вечерние часы, использовать бытовые приборы и технику, в случае отсутствия газоснабжения, также для приготовления пищи на электропечах;
  • чтобы поставлялся газ в дома, где предусмотрена газификация,;
  • вывозить своевременно мусор, не создавая свалок возле жилых домов, что может привести к возникновению неприятного запаха, распространению инфекционных заболеваний, травматизму людей.

Независимо от того, является ли человек собственником дома, квартиры, снимает жилье у частного лица или проживает по договору социального найма в жилом помещении, принадлежащем муниципальному, государственному жилищному фонду, он обязан ежемесячно в полном объеме вносить плату за само жилье и коммунальные услуги, куда входит:

  • плата за проживание в жилом помещении, если оно не принадлежит жильцам;
  • оплата услуг по управлению многоквартирным домом, его содержанию и проведение ремонтных работ текущего характера, капитальных ремонтов, содержание общего имущества многоквартирного дома, отведения сточных вод;
  • стоимость потребленной горячей и холодной воды, электроэнергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, при наличии печного отопления - твердого топлива, обустройства водоотводов сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.
  • При задержке оплаты коммунальных услуг или жилого помещения граждан наказывают штрафными санкциями в виде начисления пени за каждый день просрочки платежа, начисленного на сумму задолженности до фактического дня погашения долговых обязательств, из расчета:
  • если плата внесена в течение трех месяцев с установленной даты - 1/300 учетной ставки Центрального банка страны;
  • задержав оплату без уважительных причин, которым должны быть документальные подтверждения, более чем на 90 дней, штрафные санкции ужесточаются и пеня насчитывается в размере 1/130 учетной ставки, действующей на момент фактического внесения долга.

Если речь идет о лицах, проживающих по договорам найма, неуплата коммунальных платежей на протяжении полугода дает право выселения жильцов в судебном порядке.

Но что делать, например, если:

  1. вода подавалась несколько часов в день, плохого качества, но у человека нет индивидуального прибора измерения, позволяющего ему оплатить фактически израсходованные кубометры;
  2. напряжение электричества слабое или «скачет», что может стать причиной выхода их строя электроприборов;
  3. батареи, которые должны обогревать жилое помещение от централизованной системы отопления чуть теплые, что вызывает дискомфорт нахождения в холодном жилище, частые простудные заболевания и прочие неудобства;
  4. другие ситуации, свидетельствующие о некачественном выполнении поставщиком своих обязательств по предоставлению коммунальных услуг.

Возникает ряд резонных вопросов:

  • есть ли какие-либо стандарты, нормы, которых должны придерживаться коммунальные предприятия;
  • нужно ли оплачивать некачественные услуги;
  • как решить конфликт с коммунальными предприятиями, недобросовестно поставляющими услуги.

Об этом и поговорим дальше.

Правовые аспекты

Осуществление жилищных прав граждан регламентировано жилищным законодательством (ЖК РФ), согласно которому обязанностью проживающих в жилых помещениях лиц является своевременная оплата в полном объеме коммунальных услуг в размере, рассчитанном по факту потребления по показаниям приборов учета или действующим тарифам, исходя из нормативов.

Поскольку для поставки услуг между сторонами заключаются договора, при их составлении и возникновении разногласий руководствуются нормами ГК РФ.

Пригодность поставляемой питьевой воды к использованию по назначению, соответствие ее санитарным нормам должно отвечать требованиям Водного кодекса РФ (ВК РФ). За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению предусмотрена административная ответственность, согласно ст. 6. 5 КоАП РФ.

Требования к поставляемому потребителям газа должны соответствовать ФЗ № 69 «О газоснабжении».

Общие нормативные требования к услугам, оказываемым ЖКХ, и управлению многоквартирными домами, коммунальным услугам установлены национальным стандартом РФ – ГОСТ51617-2014.

Правительственным Постановлением № 354(последняя редакция от 23.02. 2019) утверждены действующие сегодня правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые являются собственниками либо пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Кроме того, приложением к Правилам являются:

1. Требования к качеству коммунальных услуг, включая:

  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение;
  • отопление;
  • обращение с твердыми коммунальными отходами.

2. Особенности расчета платы за коммунальные услуги с учетом различных нюансов.

Изменения правительственных и законодательных актов, коснувшиеся вопросов предоставления коммунальных услуг

В декабре 2018 года Правительство утвердило Постановлением № 1572 изменения в ранее действующие правовые акты, которые вступили в силу уже с нового 2019 года. В частности, сконцентрировано внимание на изменениях порядка осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения коммунальных отходов в соответствии с условиями заключенных договоров с региональными операторами, выполняющими данные услуги.

Тарифы устанавливаются в соответствии с разделом V Постановления № 484 с внесенными изменениями ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и правилами их регулирования.

Ответственность регионального оператора за обращение с коммунальными отходами наступает с момента их погрузки в мусоровоз.

Что включают в себя общие положения правил предоставления услуг коммунального обслуживания

Правила регламентируют:

  • порядок предоставления коммунальных услуг, решения вопросов, возникающих между исполнителями и потребителями;
  • основополагающие права и обязанности сторон договорных отношений по оказанию и потреблению коммунальных услуг;
  • с кем и при каких условиях заключаются договора о предоставлении коммунальных услуг;
  • как контролируется качество оказанных услуг;
  • определение размера платы за потребленные коммунальные услуги при наличии приборов учета, согласно показателям фактического потребления и особенности расчетов, если таковых приборов у пользователей нет;
  • какие виды коммунальных услуг могут не включаться в оплату за период временного отсутствия в жилом помещении квартиросъемщика или собственника;
  • порядок перерасчета начислений к оплате за некачественное предоставление коммунальных услуг или с перерывами больше допустимой нормами продолжительности;
  • что может служить основанием, и в каком порядке возможно приостановление (или ограничение) оказания коммунальных услуг;
  • вопросы, касающиеся ответственности сторон за ненадлежащее исполнение своих договорных обязательств.

Также в общих положениях правил дано толкование понятий, используемых при заключении договоров о предоставлении коммунальных услуг и условий их исполнения.

Что должен знать потребитель о правах и обязанностях, заключая договор

Подписывая двусторонний договор, стороны берут на себя ряд обязательств, которые должны выполнять, в том числе имеют права, дающие им возможность отстаивать свои интересы. Например, к правам потребителя относят:

  • получать качественные коммунальные услуги в предусмотренных объемах;
  • получать информацию о расчете начислений оплаты или сведений об имеющейся задолженности, внесенных переплатах за потребленные услуги;
  • при ненадлежащем качестве предоставляемых услуг требовать поставщика провести проверку и составить соответствующий акт, который должен служить основанием для снижения размера платы за услуги в установленном порядке;
  • требовать перерасчета начислений за электроэнергию, если в регионе установлена социальная норма потребления электроэнергии;
  • требовать возмещения причиненных материальных убытков и морального вреда, нанесенных имуществу, жизни и здоровью вследствие некачественного или с перерывами предоставления услуг (например, если сгорит телевизор, холодильник, оргтехника в связи с подачей слишком высокого напряжения);
  • при снятии показаний приборов учета, проверки их состояния, требовать представителей предъявлять документы, удостоверяющие личность и их полномочия;
  • в случае, когда отсутствует возможность установления приборов учета потребленных услуг, требовать составления соответствующих актов и принятие этих фактов во внимание при начислении оплаты без использования повышающего коэффициента (в частности, если речь идет об установке водомеров):
  • осуществлять прочие права, предусмотренные жилищным законодательством.

Что касается обязанностей потребителя, их не так много, например:

  • в случае обнаружения неисправностей, аварий, пожаров оборудования и инженерных систем, благодаря которым поставляются услуги, сообщить в аварийную службу, принять по возможности меры к устранению (не распространению далее) таких неисправностей, пожаров;
  • использовать приборы учета, соответствующие эксплуатационным показателям, проводить своевременно их поверку;
  • не нарушать самовольно целостность пломб, поставленных при установке приборов учета;
  • предоставлять доступ исполнителей к контролю сведений показаний приборов учета, визуальной проверки их целостности;
  • при отсутствии приборов учета и начислении оплаты по действующим тарифам информировать исполнителя об изменении численного состава семьи в течение пяти дней с момента уменьшения или увеличения числа жильцов в данном помещении;
  • своевременно в полном объеме оплачивать коммунальные услуги;
  • выполнять прочие обязательные требования, предусмотренные нормами ЖК РФ, Правил, условиями договора.

Если говорить о правах и обязанностях исполнителя, можно отметить, что здесь все с точностью наоборот. То, что для потребителя является законным правом – исполнитель обязан выполнять. В то же самое время он имеет право требовать от исполнителя выполнения всех обязательств.

Как определить качество предоставленных услуг

Подробно с предъявляемыми требованиями к качеству предоставления коммунальных услуг можно ознакомиться в приложении 1 к Постановлению Правительства № 354, где детально даны разъяснения:

  • сколько часов в месяце допускается отключение от водоснабжения;
  • каким стандартам должен соответствовать состав поставляемой воды;
  • допустимое давление в системе холодного и горячего водоснабжения;
  • касающиеся температуры горячего водоснабжения в точке водоразбора;
  • допустимые промежутки времени перерывов электроснабжения и возможные отклонения показателей напряжения;
  • аналогично нормы поставки газа, отопления в осенне-весенний период, сроков обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления.

При любых нарушениях данных норм потребитель вправе требовать перерасчета начислений оплаты некачественных услуг.

Оплата услуг ЖКХ

Платежные документы о размере суммы, подлежащей оплате за потребленные услуги, предоставляют не позднее первого числа, следующего месяца, когда фактически человек уже мог оценить их качество.

Информацию о размере платежей имеющейся задолженности или переплатах можно узнать на сайте исполнителя. Оплата вносится не позднее 10 числа за предыдущий календарный месяц, если в договоре не указаны другие сроки.

Порядок разрешения споров

Любая конфликтная ситуация может быть решена мирно, то есть когда сторона, недобросовестно выполняющая свои обязательства, устранит добровольно нарушения, либо через суд.



Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Ошибка! Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий.