ГлавнаяИпотекаСнятие обременения по ипотеке

Снятие обременения по ипотеке

Приобретение недвижимости – достаточно дорогое мероприятие, поэтому множество граждан используют в этих целях свои и заемные средства. Финансовые организации выдают деньги для покупки квартир и других объектов недвижимости под залог приобретаемого имущества. Ипотечное кредитование широко распространено, но тонкости проведения связанных с этим видом займов процедур порождают множество вопросов. К подобным проблемам относится и аннулирование записи об обременении в государственном реестре.

Данное действие необходимо осуществить по окончании выплат по кредиту, а также при продаже залоговой недвижимости.

Что такое обременение и зачем нужна данная процедура

Обременение недвижимого имущества – это юридическая процедура, которая ограничивает права собственника в отношении принадлежащего ему объекта в целях обеспечения залогового обязательства. Иными словами, банк запрещает владельцу квартиры ее продавать, дарить или любыми действиями уменьшать ее рыночную стоимость. Обеспечение залога недвижимости заключается в возможности финансовой организации реализовать объект, чтобы погасить задолженность.

Собственник квартиры передает право требования на нее банку в момент подписания ипотечного договора. При регистрации права владельца на заложенный объект в Росреестре регистратором вносится запись об обременении. Это делается для того, чтобы не дать возможности собственнику реализовать мошенническую схему, продать или подарить квартиру, чтобы уйти от ответственности перед банком и сохранить имущество.

С момента регистрации права собственности на ипотечную квартиру ее владелец без разрешения залогодержателя (банка) не сможет:

  • совершить отчуждение объекта путем заключения гражданско-правовой сделки, к примеру, продать;
  • сдать в наем (имеется в виду долгосрочная аренда, сроком более 11 месяцев, которая также регистрируется Росреестре в качестве обременения на имущество). В большинстве случаев собственники заключают с арендаторами договора на 11 и менее календарных месяцев, что позволяет уплачивать налоги и не вносить сведения в реестр. При необходимости обязательства по найму между сторонами продлеваются, и заключается новый договор на такой же срок;
  • делать перепланировку или производить иные действия, которые могут снизить рыночную стоимость имущества. Банк, выдавая кредит, оценивает свои риски и возможность реализовать заложенный объект для погашения задолженности. При перепланировке или других подобных действиях стоимость имущества может значительно уменьшиться, поэтому их необходимо согласовывать с залогодержателем;
  • оформлять залог на квартиру в другой финансовой организации. Если собственнику потребуется улучшить свои жилищные условия, ему придется получить разрешение залогодержателя, найти покупателя, погасить ипотеку, открыть новую и приобрести другой объект.

Для получения возможности полноценно реализовывать свои права в отношении имущества собственнику необходимо снять залоговое обременение в Росреестре. Пока запись об ограничении присутствует в реестре, регистратор не произведет необходимые действия без разрешения финансовой организации.

Озаботиться процедурой снятия залога необходимо перед внесением последнего платежа по кредиту. Множество клиентов банковских организаций, имеющих задолженность по ипотеке, ошибочно полагают, что после погашения долга обременение автоматически аннулируется. Это в корне неверно. Действия по внесению изменений в реестр возложены и на собственника квартиры, и на банковскую организацию.

После окончательного погашения долга необходимо сообщить сотруднику банка о желании получить справку, которая подтвердит исполнение обязательства перед финансовой организацией в полном объеме. Также следует запросить выписку со счета. Данные бумаги в зависимости от банковского учреждения и региона могут готовиться в период времени до двух недель. Требование об их предоставлении в день погашения кредита позволит завершить процедуру снятия обременения с квартиры в максимально короткие сроки.

Документы

Прежде чем приступить к самой процедуре, собственнику необходимо собрать пакет следующей документации:

  • документ от финансовой организации, которая предоставила ипотеку, с подтверждением погашения долга в полном объеме;
  • выписка со счета плательщика;
  • заявление о снятии обременения (документ должен быть подписан и заверен обеими сторонами);
  • доверенность, заверенная нотариально, и паспорт представителя (потребуется, если заемщик по каким-либо причинам не может явиться в организацию самостоятельно);
  • договор об ипотеке (потребуется оригинал и копия, которую регистратор заверит самостоятельно);
  • закладная на квартиру (необходим оригинал и копия документа). На закладной должна иметься отметка о полном погашении задолженности. Оригинал документа выдаст банк по запросу заемщика после внесения им последнего платежа по кредиту. При наличии закладной заявление о снятии обременения может подать заемщик самостоятельно. Если подобный документ при выдаче кредита не оформлялся, потребуется присутствие сотрудника банка;
  • паспорт собственника квартиры. Если владельцев несколько, потребуется удостоверение личности и присутствие каждого. Собственники могут доверить представление интересов одному из них посредством документа, заверенного нотариально;
  • квитанция об оплате государственной пошлины за внесение сведений в реестр;
  • решение судебного органа (потребуется, если ипотека прекращалась в суде).

Также могут потребоваться другие документы. Их точный список необходимо уточнить у регистратора.

Как можно подать документы и куда

Сами действия по снятию обременения с квартиры производятся сотрудниками Федеральной Регистрационной Службы (Росреестра), но документы можно подать следующими способами:

  • личным посещением отделения Росреестра. При этом необязательно обращаться в орган по адресу квартиры, регистрационные действия можно проводить и в другом регионе. Данный способ займет меньше всего времени, поскольку обращение происходит напрямую;
  • отправить пакет документации письмом с объявленной ценностью по почте. Заявителю потребуется нотариально заверить все подписи на бумагах, составить опись отправления;
  • обратиться в МФЦ. Пакет документов передается сотруднику, который их проверяет и назначает дату окончания процедуры. Далее работник МФЦ передает бумаги непосредственно в Росреестр, где производится внесение изменений. Данный процесс занимает больше времени в сравнении с обращением в ФРС, поскольку требуется время на отправку документов в Росреестр;
  • подать заявление о снятии обременения с квартиры через интернет-портал государственных услуг. Для этого необходим личный кабинет на сайте и подтверждение регистрации в соответствии с установленной процедурой. Через портал также можно назначить удобное время для посещения ФРС.

Таким образом, самым быстрым вариантом снятия обременения является посещения непосредственно отделения Росреестра.

Как снимается

Для снятия обременения по ипотеке с квартиры собственник должен предпринять следующие действия:

  • собрать необходимую документацию;
  • оплатить госпошлину за внесение сведений в реестр (сделать это можно в любом отделении банка или в банкомате);
  • встретиться с уполномоченным сотрудником финансовой организации и подписать заявление на снятие обременения, если закладная на квартиру не оформлялась при предоставлении кредита;
  • передать всю документацию регистратору, который проверит бумаги, выдаст расписку и назначит дату окончания процедуры;
  • если какого-то документа недостает, его необходимо предоставить, поскольку процедура не будет начата;
  • явиться в назначенный срок и получить документы.

Процедура аннулирования обременения занимает в большинстве случаев три дня. Банк может делегировать право погашения записи заемщику. В таком случае срок процедуры увеличиться еще на два дня.

Продажа квартиры в ипотеке

Продажа и покупка квартиры, на которую был выдан ипотечный кредит, на сегодняшний день является достаточно распространенной практикой. Собственнику для отчуждения недвижимости может потребоваться разрешение залогодержателя. Заключение сделки купли-продажи ипотечной квартиры возможно следующими способами:

  • по программе банка. Финансовые организации продают объекты, которые находятся в залоге. При этом покупателю открывается ипотека в том же банке, что и у продавца. Учреждение погасит долг собственника за счет средств, выделенных покупателю. Далее с объекта недвижимости снимается одно обременение и оформляется новое;
  • полное закрытие ипотечного кредита из средств покупателя. При этом у гражданина, который желает приобрести квартиру, должны быть денежные средства в размере остатка по кредиту. Из них гасится задолженность продавца, снимается обременение с жилища, и оно переоформляется на покупателя;
  • при помощи агентства недвижимости. Риэлторские компании зачастую идут навстречу покупателям и гасят задолженность продавца за счет собственных средств. При этом оформляется договор займа с собственником квартиры. Далее снимается обременение с объекта, происходит расчет между сторонами сделки. Продавец гасит займ из средств, полученных от покупателя, и квартира переоформляется.

Процедура отчуждения квартиры, которая находится в залоге у банка, сложнее в сравнении с простой куплей-продажей, но осуществить ее возможно. 



Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Ошибка! Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий.