ГлавнаяКадастрКадастровый паспорт на квартиру - где получить и сколько он стоит

Кадастровый паспорт на квартиру - где получить и сколько он стоит

Законодательно установлено обязательное внесение информации о любом объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данные, содержащиеся в нем, открыты для любого лица независимо от того, является ли он собственником имущества.

Кадастровый паспорт выступал в качестве справки, предоставляющей подобную информацию гражданам. Его получение было обязательно при постановке квартиры на кадастровый учет. При этом процедура государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним осуществлялась со сложностями, поскольку собственникам было необходимо обращаться в различные инстанции и собирать объемный пакет документов.

Прежде чем зарегистрировать квартиру в реестре, необходимо было поставить ее на кадастровый учет в ГКН и лишь после этого обратиться с заявлением о внесении сведений в реестр. С 2017 года эта процедура максимально упрощена. Теперь зарегистрировать квартиру можно посредством одного заявления в Росреестре или МФЦ, поскольку произошло объединение двух органов в один.

Изменения в процедуре регистрации повлекли за собой и изменение формы документов, подтверждающих право на квартиру. Ранее были отменены свидетельства о праве собственности. На смену им пришли выписки из ЕГРП. В результате окончательного объединения ГКН и Росреестра с начала 2017 года больше не выдаются кадастровые паспорта на квартиры и другие объекты недвижимости. Паспорт и выписка из ЕГРП заменены единой формой документа, подтверждающего право собственности на квартиру – выпиской из ЕГРН.

Несмотря на отмену кадастрового паспорта, кадастровый учет объектов недвижимого имущества по-прежнему ведется и является обязательным. Это важная государственная процедура, одной из главнейших функций которой является фиксация права собственности лица на определенное имущество. Также кадастровый учет предоставляет сведения об объектах налогообложения государству для расчета обязательных платежей.

Постановка на кадастровый учет осуществляется на основании определенного пакета документов, который отличается от пакета для государственной регистрации права. Сотрудник Росреестра на основании представленных владельцем объекта бумаг осуществляет постановку на кадастровый учет, а затем регистрация права. Однако для собственника на сегодняшний день обе эти процедуры осуществляются посредством одного заявления и за одно обращение в компетентный орган. Государственная регистрация объектов, не состоящих на кадастровом учете, не допускается.

Кадастровый учет представляет собой внесение важных характеристик объекта в реестр. В его рамках возможны следующие операции:

  • постановка объекта недвижимости на учет. Если сведений о квартире в реестре ранее не содержалось, регистратор осуществит эту операцию
  • снятие с учета (производится при уничтожении объекта в силу каких-либо причин)
  • внесение изменений (осуществляется при изменении значимых характеристик квартиры, к примеру, при перепланировке)

Прохождение процедуры кадастрового учета квартиры необходимо собственнику для продажи или любого другого отчуждения объекта и полноценного владения им.

Что такое кадастровый паспорт

Кадастровый паспорт предоставлял справочную информацию гражданам, в нем содержались следующие сведения:

  • адресные данные объекта
  • этажность многоквартирного дома
  • дата окончания строительства
  • кадастровая стоимость квартиры
  • материалы, использовавшиеся при возведении дома
  • планировка квартиры
  • кадастровый номер и дата внесения сведения об объекте в ГКН

Кадастровый паспорт требовался для осуществления различных действий с недвижимым имуществом, в том числе и совершения сделок, оформления ипотечного кредита. Также этот документ был необходим для доказывания своих прав на объект в судебном процессе.

Несмотря на отмену кадастрового паспорта, на территории Российской Федерации по-прежнему есть объекты, сведения о которых не внесены в реестр. Постановка на кадастровый учет требуется в следующих случаях:

  • если многоквартирный дом является новостройкой и права собственников на квартиры еще не были зарегистрированы
  • квартира получена владельцем в результате наследования, а предыдущий собственник не осуществил постановку на кадастровый учет ранее
  • собственник не подавал сведения в Росреестр, и квартира не состояла на учете в ГКН ранее

Таким образом, если сведения о квартире не были внесены в ГКН, осуществить постановку на кадастровый учет необходимо. При этом по окончании процедуры вместо кадастрового паспорта собственнику на руки будет выдана выписка из ЕГРН.

Почему отменили кадастровый паспорт

Кадастровый паспорт фактически являлся выпиской из государственного кадастра недвижимости, который вела Федеральная кадастровая палата. При этом реестр прав на недвижимость вела Федеральная регистрационная служба. С 2014 года ведется работа по объединению двух реестров в один. В результате были собраны разрозненные сведения обо всех объектах недвижимости на территории страны.

За объединением двух государственных органов последовало упрощение документации и процедуры постановки недвижимости на учет. Теперь осуществить регистрацию можно в любом отделении ФРС или МФЦ любого субъекта России, независимо от местоположения самой квартиры. Также нововведения позволили сократить пакет обязательных документов на жилплощадь и упростить процедуру их оформления.

Выписка из ЕГРН

С начала 2017 года Росреестр выдает выписки из ЕГРН взамен кадастрового паспорта и свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество. В этом документе содержится информация, которая есть в реестре об объекте.

Выписка из ЕГРН выдается заявителям в двух видах: электронном и бумажном. Оба вида содержат аналогичные сведения, однако электронный вариант предоставляется гражданам в ознакомительных целях. Несмотря на активное внедрение электронного документа оборота в деятельность государственных органов, учреждения по-прежнему принимают только бумажный вид документа.

Выписка из ЕГРН содержит следующую информацию:

  • адресные данные недвижимости, этаж помещения
  • данные собственников жилого помещения с указанием долей, если владельцев несколько
  • регистрационный номер объекта и дата постановки на учет
  • основание приобретения лицом права собственности
  • наличие обременений на квартире. Срок действия ограничения и основание его возникновения
  • кадастровый номер объекта, его кадастровая стоимость
  • схематичное изображение планировки квартиры
  • описание квартиры, в том числе площадь, год окончания строительства дома
  • изменение и переход права собственности
  • право требования на объект, заявленное в суде
  • данные лица, подавшего заявление на получение документа
  • дата выдачи выписки

Если право на квартиру прошло процедуру государственной регистрации, признать его недействительным можно только посредством судебного разбирательства.

В выписке из ЕГРН содержится указание на ответственность лица, которое использовало полученные сведения в противоречащих закону действиях, нанесших вред третьим лицам.

Сведения Государственного реестра открыты и доступны каждому лицу и органу, их запрашивающему. Выписка из ЕГРН может потребоваться в следующих случаях:

  • при оформлении права собственности, полученного в результате любой законно проведенной сделки
  • при разрешении споров между участниками строительства и администрацией
  • в ходе судебного разбирательства касательно объекта недвижимости
  • при отчуждении квартиры любым законным способом, в том числе и посредством купли-продажи, дарения
  • при отстаивании своего права на квартиру

Поскольку этот документ может быть выдан любому лицу по запросу, выписка полезна покупателю или арендатору квартиры в целях проверки правомерности действий лица, выступающего в качестве продавца или арендодателя.

Где получить выписку из ЕГРН

Выписку из ЕГРН на квартиру можно заказать:

  • в отделении Федеральной регистрационной службы (Росреестр)
  • в Многофункциональном центре
  • через интернет при помощи официального сайта Росреестра

При этом заявителю необязательно обращаться в компетентный орган по адресу квартиры, заказать документ можно в любом отделении любого субъекта Российской Федерации.

При заказе выписки можно выбрать наиболее удобный способ ее получения. При этом доступна доставка документа курьером, об этом необходимо указать при обращении в учреждение.

Документы для получения выписки из ЕГРН на квартиру

Заявку на получение выписки из реестра может подать любое лицо. Для получения документа потребуется:

  • общегражданский паспорт для установления личности заявителя
  • заявление по установленной форме (заполняется непосредственно при обращении)
  • квитанция для подтверждения оплаты за услугу (квитанция выдается сотрудником компетентного учреждения при обращении заявителя). Внести плату можно в отделении банка, при помощи мобильного интеренет-банкинга или в терминале мгновенной оплаты

Сотрудник органа примет заявление и выдаст его копию, предъявив которую заявитель сможет забрать документ.

Выписка из ЕГРН через МФЦ или Росреестр

Процедура оформления выписки из реестра на квартиру в МФЦ и отделении Росреестра не имеет существенных различий. Потребуется аналогичный пакет документов.

Для заказа выписки требуется обратиться в учреждение и предъявить паспорт. Сотрудник сообщит реквизиты для оплаты услуги. Заплатив требуемую сумму, заявитель должен предоставить квитанцию и заполнить заявление для получения сведений.

При заполнении заявки необходимо указать вид выписки, свои данные и точный адрес квартиры. Также можно сообщить сотруднику удобный способ получения документа. При заказе выписки на квартиру, находящуюся в другом субъекте РФ, потребуется ее кадастровый номер.

Сотрудник органа примет документы и проверит правильность заполнения заявления. Он выдаст копию заявления, которую необходимо предъявить для получения документа, и назначит дату выдачи. В копии заявления будет указан номер запроса, при помощи которого можно отследить обработку заявки.

В назначенный срок заявитель получает запрошенный документ. Если по каким-либо причинам лицо, подавшее заявку, не может явиться самостоятельно, получить выписку сможет только его представитель по доверенности.

Если сведений о квартире в Государственном реестре нет или адрес и кадастровый номер объекта указан неверно, заявитель получит отказ.

Сроки и стоимость получения

Срок получения документа в отделении Росреестра составляет три дня. В МФЦ процедура занимает, как правило, 4 дня. Это обусловлено тем, что сотрудники центра тратят время на запрос сведений из реестра.

Законодательно не установлен срок действия документа. Но каждая организация, которая его затребовала, принимает выписку, как правило, в течение ограниченного периода. Так, в суды, нотариальные или юридические конторы, финансовые организации можно предоставить выписку из ЕГРН в течение 30 дней с момента ее оформления.

Стоимость выписки в бумажном варианте для граждан составит 400 рублей, для юридических лиц – 1100 рублей. За документ в электронном виде физические лица заплатят 250 рублей, организации и учреждения – 700 рублей.

Действителен ли кадастровый паспорт на квартиру

Кадастровый паспорт являлся формой предоставления сведений, содержащихся в Государственном Кадастре Недвижимости, и фактически был актуален только на момент его получения. Это связано с тем, что с момента выдачи паспорта характеристики объекта могли измениться, и информация об этом в реестр внесена не была. При необходимости получения актуальных сведений гражданину необходимо подать заявку в Росреестр. При этом собственникам не требуется менять устаревший кадастровый паспорт.



Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Ошибка! Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий.