Очередь на капитальный ремонт многоквартирного дома
В 2012 году жилищное законодательство в России претерпело значительные изменения. В частности был принят закон № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года, передающий финансирование капитального ремонта многоквартирного дома собственникам помещений, которые расположены в этом здании.
В результате вступления в силу этих поправок в ЖК РФ владельцы жилья ежемесячно стали получать квитанции с требованием оплатить взнос в фонд капремонта. Это увеличило расходы на коммунальные услуги, что в свою очередь вызвало возмущение среди граждан. Помимо появления новых финансовых обязанностей, у собственников недвижимости вызывает беспокойство система накопления и распределения денежных средств, которые они должны ежемесячно отчислять в фонд.
Законодатель, стремясь сделать процедуру расходования средств граждан максимально прозрачной, на протяжении нескольких лет совершенствует систему получения информации об этой государственной программе, которая должна быть открытой и доступной для каждого.
Законодательство о капитальном ремонте МКД
Основные законодательные положения о капитальном ремонте МКД закреплены в разделе 9 Жилищного кодекса РФ. Закон № 271-ФЗ не выступает, как самостоятельный акт, но вносит поправки в ЖК РФ. Поскольку учесть особенности ситуации с жилищным фондом в каждом субъекте страны достаточно сложно, законодатель оставил на регулирование местных властей множество нюансов. Это позволяет максимально безболезненно и всеобъемлюще внедрить новые правила осуществления капитального ремонта многоквартирных домов, но зачастую вызывает путаницу, поскольку даже размер минимального ежемесячного взноса варьируется в зависимости от региональной нормативной базы.
ЖК РФ обязывает собственников помещений в здании самостоятельно оплачивать капитальный ремонт дома. Поскольку процедура восстановления инженерных систем и других конструкций строения требует больших сумм, была введена система постепенного накопления необходимых средств. Это осуществляется посредством внесения собственниками помещений ежемесячных сборов, размер которых в большинстве случаев зависит от общей площади объектов недвижимости.
Собираемые средства аккумулируются на специальном фонде, который может быть индивидуальным или коллективным по выбору жильцов. Эти деньги могут расходоваться только на капитальный ремонт многоквартирного дома. Текущие работы по поддержанию здания в нормальном состоянии оплачиваются владельцами отдельно.
Подобные нововведения в жилищном законодательстве в целом не противоречат остальным нормативным актам в РФ. Так, Гражданский кодекс обязывает собственников недвижимости полностью содержать не только принадлежащее им помещение, но и общедомовое имущество, оплачивая расходы на необходимые работы. Капитальный ремонт здания относится к подобным целевым тратам. Подобную позицию подтвердил и Конституционный Суд РФ своим решением, рассмотрев новые требования на предмет соответствия Конституции РФ.
Ежемесячный сбор обязаны вносить все владельцы объектов недвижимости в здании, независимо от того, являются ли они жилыми или коммерческими. При этом жильцы неприватизированных квартир капитальный ремонт не оплачивают, поскольку это обязанность собственника, в качестве которого выступает государственный или муниципальный орган, предоставивший жилище гражданам на основании договора социального найма.
Жильцы дома на общем собрании могут принять решение о внесении платежей в минимальном размере или повышенном. Если они выберут второй вариант, капремонт может быть осуществлен раньше срока или в ходе него могут быть проведены дополнительные работы, кроме установленных законодательством.
Минимальный размер ежемесячного сбора устанавливается каждым регионом самостоятельно. Жильцы не вправе принять решение о внесении платежей в меньшей сумме. При определении размера взноса учитывается вид дома, этажность, примерная оценка затрат на работы, сроки эксплуатации общего имущества.
В ведении местных властей также находятся следующие нюансы государственной программы:
- правила определения текущего состояния общего имущества в здании;
- субсидирование капремонта из других источников. Законодательство не запрещает финансировать работы из средств бюджета;
- составление региональной программы проведения капитального ремонта жилищного фонда;
- мероприятия по надзору за надлежащим проведением и обеспечением работ по капремонту.
Информация о реализации программы в каждом конкретном регионе открыта и доступна для граждан. Местные власти не вправе отказывать в предоставлении необходимых сведений.
Формирование очереди на капитальный ремонт
В каждом субъекте РФ разрабатываются собственные программы проведения капитального ремонта жилищного фонда. Данная система позволяет эффективно планировать мероприятия по поддержанию многоквартирных домов в нормальном состоянии, контролировать сроки и механизм проведения необходимых работ.
Рекомендованный срок проведения региональных программ установлен в пределах 30 лет. В такой программе должна быть отражена следующая информация:
- список МКД (многоквартирных домов) в регионе. При этом в доме для включения его в перечень должно быть не менее 2 квартир. Он также не должен быть признан аварийным в официальном порядке;
- перечень необходимых работ;
- запланированные сроки начала капремонта каждого МКД.
Собственники квартир в новостройках могут быть освобождены от внесения ежемесячных сборов на срок до 5 лет. Новыми домами при этом признаются объекты, которые сданы в эксплуатацию, начиная с 1 июня 2016 года.
Органами власти в регионах проводится мониторинг технического состояния домов в целях актуализации сведений. Реализуют программу капремонта региональные операторы – специальные некоммерческие организации. Они отчитываются перед субъектами РФ, которые совместно с фондом ответственны за сбор и расходование денег на капремонт домов в регионе.
В результате совместной работы администрации и фондов разрабатывается план ремонта МКД, формируются списки объектов, которые нуждаются в обновлении. Информация о каждом объекте подается управляющей компанией или ТСЖ дома. После чего на основании строительных требований анализируется необходимость проведения работ по капремонту.
Формирование очереди на капитальный ремонт в каждом регионе осуществляет администрация и региональный оператор. За включение определенного объекта в список несет ответственность управляющая компания или ТСЖ. Правила формирования очереди регламентированы статьей 168 ЖК РФ. Срок, в который должен быть осуществлен капремонт здания, назначается на основании:
- года сдачи в эксплуатацию. По общим правилам капитальный ремонт дома должен производиться через 40 лет после постройки, поэтому чем старше здание, тем выше оно находится в списке;
- технического состояния здания;
- активных действий собственников по включению в очередь здания, а также по принятию решения о его ремонте;
- средств, накопленных на счету дома. Если общим собранием жильцов было решено вносить ежемесячно платежи выше минимального размера, срок может быть приближен;
- наличия у здания правильно оформленной технической документации.
Все сведения о позиции в очереди на капремонт и сроках планируемых работ должны находиться в открытом доступе.
Способы получения сведений об очередности капитального ремонта
Получить информацию об очереди на капитальный ремонт можно следующими способами:
- обратиться к председателю ТСЖ, если в доме осуществляется управление этой структурой;
- обратиться в управляющую компанию дома;
- обратиться посредством письменного или устного запроса в местную администрацию;
- через интернет на официальном сайте реформы ЖКХ.
Правительство РФ разработало публичный ресурс, чтобы каждый собственник мог получить информацию о капитальном ремонте дома. Необходимые сведения находятся в открытом доступе и предоставляются на официальном сайте реформы ЖКХ абсолютно бесплатно.
Для их получения необходимо зайти на портал, найти вкладку «Капремонт» и нажать на ссылку «Найти свой дом». Далее нужно ввести адрес МКД. Если объект включен в очередь, то отразится информация о запланированных мероприятиях и их дата.