ГлавнаяКапремонтПравомерность сборов на капитальный ремонт дома

Правомерность сборов на капитальный ремонт дома

В 2012 году с принятием поправок в Жилищный кодекс законодательство в сфере капитального ремонта многоквартирных домов претерпело существенные изменения. Теперь собственники помещений в здании обязаны самостоятельно оплачивать капремонт своего дома. Ранее эта обязанность была возложена на фонд ЖХК, который теперь перенаправлен на разрешение ситуации с ветхим и аварийным жильем.

С 2014 года собственники квартир ежемесячно получают квитанции с требованием оплатить сбор на капитальный ремонт. Повышение расходов на содержание своего жилища вызвало множество возмущений среди граждан. Споры касательно правомерности подобных сборов не утихают до сих пор. Однако обязанность собственников нести расходы на содержание своего недвижимого имущества закреплена законодательно как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Негативную реакцию у населения также вызвала первоначальная непрозрачность схемы сборов, аккумулирования и распределения денежных средств. Правительство РФ, стремясь умерить волнения, обязало местные власти обеспечить открытость и доступность информации о капремонте домов. Также, в целях уменьшения бремени содержания своего жилища для малообеспеченных граждан, был принят ряд нормативных актов, освобождающих от уплаты взносов частично или полностью наиболее незащищенные слои населения.

В целом, возложение обязанности финансово обеспечивать капитальный ремонт здания на собственников помещений – это новелла в российской нормативной базе. На протяжении уже четырех лет ведется адаптация системы сборов и распределения к реалиям жилищного фонда в РФ. Множество аспектов отдано на регулирование местных властей, что должно способствовать быстрой безболезненной интеграции программы с учетом региональных особенностей. Законность сборов на капитальный ремонт вызывает все меньше сомнений, поскольку данная обязанность подтверждается как законодательством различных уровней, так и решением судов РФ, в том числе и высшей инстанции.

Законодательная основа капитального ремонта многоквартирных домов в РФ

Возложение на собственников помещений новой обязанности финансово обеспечивать капитальный ремонт зданий вызвало множество споров среди граждан, представителей СМИ и государственных органов. Принятие закона № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года ввело императивное требование в Жилищный кодекс РФ для владельцев объектов недвижимости ежемесячно уплачивать сборы на капремонт строения. Эта обязанность распространяется на всех собственников как жилых помещений, так и коммерческих. Жильцы муниципальных квартир подобные сборы не оплачивают, поскольку являются лишь нанимателями. Взносы в таких случаях перечисляет собственник объекта – муниципальный или государственный орган, с которым заключен договор социального найма.

Закон № 271-ФЗ не действует как самостоятельный нормативный акт. Он лишь вносит поправки в ЖК РФ, обязывающие собственников ежемесячно оплачивать сборы на капитальный ремонт. Однако необходимость содержать свою недвижимость устанавливается также и Гражданским кодексом. Собственники обязаны поддерживать в нормальном состоянии не только принадлежащие им помещения, но и общедомовое имущество, к которому относятся инженерные системы, конструкции здания.

Правомерность сборов на капитальный ремонт закреплена следующими законодательными актами:

  1. Жилищным кодексом РФ. В статье 169 этого нормативного акта содержится требование ежемесячно оплачивать сборы на капремонт и возможность наступления ответственности за неисполнение. Раздел 9 ЖК РФ регулирует основные нюансы процедуры осуществления капитального ремонта.
  2. Гражданским кодексом. Этот нормативный акт обязывает собственников содержать принадлежащее им недвижимое имущество, в том числе и финансово.
  3. Нормативными актами регионального законодательства. Множество нюансов данной программы отведено на регулирование местных властей. В каждом субъекте РФ разработаны свои законодательные акты, устанавливающие такие важные моменты, как определение минимального размера сбора, перечня работ, возможность финансирования капремонта из других источников.
  4. Иными нормативно-правовыми актами.

Сбором, аккумулированием и распределением средств на капремонт занимаются местные власти и специально учрежденные для подобных целей некоммерческие организации – региональные операторы. Эти органы несут ответственность за целевое расходование денег граждан. Они же взыскивают задолженности по платежам за капремонт с неплательщиков.

Существует мнение, что платежи за капремонт незаконны, поскольку о них нет упоминания в Налоговом кодексе РФ. А согласно этому нормативному акту нельзя устанавливать налоги и сборы, которые в нем не предусмотрены. Однако обязанность ежемесячно уплачивать взносы установлена в ЖК РФ. Сами же платежи не являются налоговыми. Они сравнимы со сборами на текущий ремонт, которые осуществляются управляющей компанией дома. Обязанность – финансово содержать свое жилище и общее имущество – установлена ГК РФ. Поэтому ежемесячные платежи признаны законными. Более того, за отказ от внесения сборов предусмотрена ответственность в виде пени. Задолженности взыскиваются с неплательщиков в судебном порядке.

Судебная практика о правомерности сборов на капитальный ремонт

По многочисленным просьбам граждан законодательство о сборах на капитальный ремонт было обжаловано в 2016 году. Заявители придерживались позиции, что подобные сборы являются, по сути, новым налогом на имущество, поскольку граждане не могут распоряжаться средствами самостоятельно и «оплачивают ремонт чужих домов».

Конституционный Суд РФ, рассмотрев новые положения законодательства на предмет соответствия Конституции РФ, выразил свою позицию однозначно. Взимание средств с собственников правомерно, поскольку вытекает из обязанности заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома. Сами сборы налогом не признаны, поскольку их расходование производится только на определенные цели.

Фонд капитального ремонта

Собственников в большинстве случаев волнует, куда уходят средства, которые они должны ежемесячно выплачивать. Законодатель определил два возможных варианта по выбору жильцов каждого дома:

  • специальный счет конкретного дома. Эта возможность регламентируется статьей 175 ЖК РФ. Счет создается решением собрания жильцов МКД (многоквартирного дома). Если этого не произойдет в установленный срок, используется второй вариант;
  • счет регионального оператора. Этот фонд устанавливается по умолчанию для каждого дома, жильцы которого не приняли решения о формировании собственного счета.

Распространено мнение, что во втором случае деньги поступают на общий счет, и собственники квартир, оплачивая ежемесячно квитанции, финансируют капремонт чужих домов. Платежи действительно поступают на общий счет, но они тщательно отслеживаются и используются по назначению – для ремонта конкретного дома, от жильцов которого поступили средства.

Согласно законодательству в обязанности регионального оператора входит:

  • формирование плана капитального ремонта жилищного фонда с установлением сроков;
  • выбор финансовой организации для перевода средств;
  • подбор подрядчика, который проведет работы согласно перечню;
  • контроль качества выполненных работ;
  • расчеты с подрядчиком за выполненные работы.

Достаточно распространенное мнение, что, если с жильцами не заключался договор, то можно не уплачивать сборы на капремонт, также не верно. Эта обязанность закреплена законами РФ. Для ее появления достаточно наличия права собственности. Если жильцы не предпринимают инициативы по образованию собственного счета, платежи в любом случае придется перечислять.

Кто освобожден от уплаты сборов на капитальный ремонт МКД

Законодатель освободил собственников от перечисления ежемесячных сборов в следующих случаях:

  • если дом признан ветхим, аварийным в официальном порядке и подлежит сносу. Капитальный ремонт таких строений экономически не целесообразен, поэтому сборы на него не производятся. Жильцы дома будут переселены в порядке очереди, после чего начнут оплачивать капремонт нового здания;
  • если участок земли под домом изъят для нужд муниципалитета;
  • если квартира расположена в новом доме. Это правило действует в некоторых регионах РФ. При этом новостройкой признается дом, который сдан в эксплуатацию не ранее 1 июля 2016 года. Жильцы освобождаются от уплаты капремонта на период от 3 до 5 лет, после чего начинают вносить средства на общих основаниях. Это связано с тем, что новые дома находятся на гарантии застройщика. Он должен устранять своими средствами возникающие неполадки.

С 2015 года отдельные категории граждан могут получить частичную или полную компенсацию ранее уплаченных средств за капремонт. К льготным категориям населения относятся:

  • пенсионеры, достигшие возраста 70 лет, являющиеся собственниками помещения, живущие одиноко и не трудоустроенные официально, – получают компенсацию в размере 50 % от ранее уплаченных сумм;
  • пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, являющиеся собственниками помещения, живущие одиноко и не трудоустроенные официально, – получают компенсацию в размере 100 % от ранее уплаченных сумм;
  • пенсионеры, живущие в составе семьи, в которой нет лиц трудоспособного возраста, также могут получить компенсацию в виде 50% или 100%, если хотя бы один из них достиг возраста 70 или 80 лет соответственно. Для начисления льготы они должны быть собственниками помещения и не должны быть официально трудоустроены;
  • инвалиды 1 и 2 степени, инвалиды с детства, семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, получают компенсацию в виде 50 % от ранее уплаченных сумм, от доли льготника в жилом помещении. Для получения льготы достаточно наличия регистрации в жилище;
  • ветераны боевых действий, ВОВ, труда получают компенсацию в виде половины от ранее уплаченных сумм.

Иные льготы также могут быть установлены региональным законодательством. Так, частичная компенсация может предусматриваться для малоимущих, многодетных семей.



Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Ошибка! Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий.