ГлавнаяПриватизацияДокументы для приватизации земельного участка

Документы для приватизации земельного участка

Приватизация или оформление права собственности на земельный участок – крайне важная процедура. В ходе нее сведения о владельце объекта недвижимости заносятся в единый государственный реестр. Это подтверждает права гражданина, даже если правоустанавливающий документ на объект утерян.

Надлежащее оформление своего владения позволяет собственнику защитить свои права при посягательствах на земельный участок. При самовольном захвате земли или необоснованных претензиях третьих лиц к его имуществу гражданин сможет отстоять свои интересы в судебном заседании.

Приватизация при соблюдении определенных условий позволяет получить земельный участок в собственность бесплатно. Это значит, что гражданину не придется выкупать объект недвижимости у государства. Но все расходы по сбору документов, подготовке к приватизации и оплата государственных пошлин возлагаются на заявителя. Государство затраченные средства не возвращает.

Приватизация земли – достаточно длительная и затратная процедура. Но, учитывая ситуацию и уровень цен на рынке недвижимости, приватизировать земельный участок гораздо дешевле, чем купить.

Поскольку в результате приватизации переходит право собственности на недвижимое имущество от одной стороны к другой, свои права надлежит зарегистрировать в обязательном порядке в Росреестре. Только после этого гражданин становится полноправным владельцем земельного участка. По окончании процедуры он получает полный спектр прав и обязанностей, аналогичных правам и обязанностям собственника, который купил землю, получил ее в подарок или по наследству.

Подготовка документации – один из важнейших этапов приватизации. От полноты пакета бумаг во многом зависит положительный исход процедуры.

Основания для приватизации

Согласно Земельному Кодексу граждане, которые являются собственниками зданий, имеют исключительное право на приватизацию земли под ними. Помимо этого, существуют следующие основания для осуществления этой процедуры:

  • гражданин должен пользоваться землей на законных основаниях. У него на руках должны быть правильно оформленные документы, которые подтверждают передачу ему надела в пользование;
  • если документов нет или они оформлены неправильно, приватизация проводится в административном порядке;
  • принадлежность гражданина к определенной категории также является основанием для бесплатной приватизации. К таким лицам относятся Герои России и СССР, дети-сироты, ветераны, военнослужащие;
  • бесплатно может быть приватизирован дачный участок, предоставленный в постоянное бессрочное пользование;
  • приватизации на безвозмездной основе подлежат участки, предоставленные под ведение ЛПХ.

В остальных случаях приватизация проводится на выкупной основе. В ходе этой процедуры гражданин оплачивает государству кадастровую стоимость земли. При этом такой способ приобретения участка дешевле, чем покупка у частного лица.

Прежде чем начинать сбор документов, необходимо определиться с тем, на каком основании будет проводиться приватизация.

Перечень документов для приватизации

Для оформления права собственности на землю гражданину необходимо обратиться в администрацию населенного пункта, управление Росимущества или МФЦ и предоставить следующие бумаги:

  • заявление о приватизации. Заполняется непосредственно при обращении;
  • паспорт заявителя;
  • доверенность, утверждённую нотариально, если в интересах гражданина действует представитель. Также потребуется паспорт доверенного лица;
  • правоустанавливающий документ на участок. Это бумага, на основании которой земля была передана лицу в пользование;
  • межевой план участка;
  • выписку из ЕГРН на землю. Этот документ предоставлять необязательно, но включение его в пакет бумаг значительно ускоряет срок рассмотрения заявления, поскольку сотрудникам госоргана не нужно делать запрос в Росреестр. С момента получения выписки должно пройти не более 30 дней.

Сотрудники компетентного органа могут потребовать и иные бумаги. Их точный перечень нужно уточнять заранее, поскольку отдельные документы могут быть включены в обязательный список местным законодательством.

Администрация рассмотрит заявление в течение 14 дней, после чего заявитель получит ответ. Если принято положительное решение, с гражданином заключается договор о передаче права собственности на землю. После подписания соглашения, право нужно зарегистрировать в Росреестре. Для этого также потребуется собрать пакет определенных бумаг.

Регистрация объекта недвижимости возможна только после постановки его на кадастровый учет. Законодательство РФ на сегодняшний день позволяет провести обе эти процедуры за одно обращение. Постановка на кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, зданий – на основании технического плана. Оба эти документа можно оформить в БТИ или частной организации, которая специализируется на подобных работах.

Документы для регистрации права собственности

После получения положительного ответа от компетентного органа гражданин обращается в МФЦ или отделение Росреестра и представляет следующие документы:

  • заявление о регистрации. Заполняется при обращении;
  • действительный общегражданский паспорт. Документ не должен быть просрочен;
  • договор с администрацией о передаче права собственности на землю;
  • межевой план участка. Необходимо предоставить, если предполагается постановка на кадастровый учет земли;
  • технический план здания. Потребуется для постановки на кадастровый учет капитального строения;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.

В зависимости от ситуации регистратору могут потребоваться и иные бумаги.

До начала 2018 года законодательство позволяло осуществить постановку на кадастровый учет дачного дома без оформления технического плана, на основании декларации, которую заполнял сам заявитель. Теперь такой возможности нет, и для оформления нужной бумаги потребуется вызвать кадастрового инженера. Специалист проведет инвентаризацию и оформит техплан здания.

Получение правоустанавливающих документов

Участки гражданам выдавались на протяжении длительного времени. При этом земельное законодательство постоянно претерпевало изменения. Распространена ситуация, когда у гражданина, желающего оформить право собственности на участок, нет правоустанавливающего документа на руках.

Процедура получения дубликата такой бумаги будет зависеть от способа, с помощью которого лицо получило надел в пользование. Если землю предоставило государство, следует обратиться в администрацию населенного пункта и запросить выписку из хозяйственной книги. Она будет являться правоустанавливающим документом.

Если запись о передаче участка в этой книге отсутствует, гражданину придется выкупать землю у администрации по кадастровой стоимости.

Если заявитель состоит в садовом товариществе (СНТ), ему следует с книжкой садовода обратиться к председателю и запросить документ, подтверждающий факт пользования конкретным наделом. Эту справку гражданин предоставляет в администрацию вместе с остальными бумагами.

Оформление акта межевания

В ходе межевания определяются границы земельного участка. В результате процедуры гражданин получает акт межевания или межевой план. На основании данных этого документа, осуществляется постановка на кадастровый учет надела. Проводит работы и оформляет межевой план кадастровый инженер.

При необходимости получения данной бумаги следует обратиться в БТИ или организацию, которая специализируется на подобных работах. Если заявитель решит воспользоваться услугами компании, нужно убедиться, что она состоит в СРО, а специалист должен иметь аттестат, подтверждающий его право на оформление необходимой документации. Проверить квалификацию кадастрового инженера можно на сайте Росреестра в соответствующем разделе.

В ходе межевания специалист определит границы участка и произведет другие изыскания. По окончании работ он составит акт. Этот документ должны подписать лица, чьи участки находятся по соседству. Своей подписью они выражают согласие с результатами работ. Гражданин должен заранее предупредить соседей о дате межевания, чтобы они смогли подтвердить свое согласие.

Если предполагается постановка на кадастровый учет дома, который является объектом капитального строительства, потребуется оформить технический план здания. Этот документ выдается по результатам инвентаризации. Проводит эту процедуру и оформляет техплан также кадастровый инженер.



Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Ошибка! Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий.