Приватизация комнаты в коммунальной квартире
Приватизация государственной недвижимости в частную собственность началась с развала СССР. Данная процедура представляет собой передачу прав на квартиру или иной объект во владение, пользование и распоряжение гражданина, который имеет на нее право. Согласно законодательству каждый гражданин в Российской Федерации имеет возможность один раз в течение жизни реализовать процедуру приватизации бесплатно. Это значит, что ему не придется выкупать жилплощадь у государства. Остальные действия, в частности, подготовка соответствующей документации и сопутствующие расходы возлагаются на лицо, которое решило приватизировать недвижимость.
Бесплатная приватизация ранее была ограничена по времени. Эта государственная программа неоднократно продлевалась, для того чтобы все заинтересованные лица успели оформить свои права надлежащим образом. В 2017 году бесплатная возможность приватизировать жилье стала бессрочной.
Правом на получение собственности обладают все лица, имеющие постоянную регистрацию на территории жилплощади, сам ответственный наниматель, с которым заключался договор соцнайма и члены его семьи. Граждане, которые проживают в помещении временно, не могут участвовать в приватизации.
Законодательная основа процедуры
Порядок приватизации регламентируется законодательством Российской Федерации, в частности:
- Жилищным кодексом РФ;
- Земельным кодексом РФ;
- Гражданским кодексом РФ;
- Законом «О приватизации» № 1541-1;
- иными нормативными актами, принятыми в рамках действующего законодательства.
Следует отличать комнату в коммунальной квартире и помещение в общежитии. Основной нюанс приватизации комнаты в общежитии – это статус жилого помещения. Как правило, такие многоквартирные дома возводились как служебное жилье, которое по закону приватизировать нельзя. Прежде чем заниматься процедурой переоформления права собственности на комнату в общежитии, необходимо выяснить переведен ли дом в собственность государства или муниципалитета. Если эта процедура не была проведена, приватизировать комнату в таком общежитии будет намного сложнее.
Прежде чем инициировать саму процедуру передачи права собственности, необходимо заручиться согласием организации, на балансе которой стоит многоквартирный дом, на передачу его в собственность муниципалитета или государства. Если разрешение получено не будет, приватизировать комнату будет практически невозможно. Судебная практика показывает, что в большинстве процессов истцу по подобным делам отказывают в требованиях.
Выяснить статус жилья необходимо и при желании приватизировать коммунальную квартиру. Но они в большинстве случаев были переведены в муниципальную собственность, а граждане проживают в них по договору соцнайма.
Процедура приватизации комнат претерпевала серьезные изменения. До 1998 года было необходимо получать согласие лиц, которые проживают в остальных помещениях в квартире. Теперь процедуру можно провести и без разрешения соседей.
Поскольку в коммуналках, как правило, проживали лица или семьи, которые являются друг другу чужими людьми, вставал вопрос о том, как делить совместные помещения, особенно если соседи не желают приватизировать свои комнаты. Решение спорных ситуаций дал Конституционный суд РФ, постановивший получение доли лицом, которое приватизировало свою комнату в общем имуществе пропорционально положенной ему площади. Таким образом, гражданин становится совладельцем уже с муниципалитетом, и в случае ремонта общих помещений с него могут быть взысканы средства соразмерно его доли.
Подготовка документов для процедуры приватизации
Определившись со статусом жилья и лицами, которые имеют право на приватизацию комнаты, необходимо подготовить документы для процедуры. Потребуются следующие бумаги:
- Паспорта всех лиц, которые имеют постоянную регистрацию на территории комнаты. Если среди них граждане, не достигшие 14 лет, необходимо предоставить их свидетельства о рождении. При этом не имеет значения, были ли жильцы вписаны в ордер при вселении, необходимо наличие именно постоянной регистрации на территории жилплощади.
- Справка о зарегистрированных лицах. Ее можно получить в УК многоквартирного дома или в миграционном отделе МВД РФ (паспортном столе).
- Заявление о приватизации. Форма документа устанавливается на региональном уровне. Заявление должно быть подписано всеми лицами, имеющими право участвовать в приватизации и достигшими совершеннолетия. Также каждый гражданин может заполнить заявку от себя лично. Документ должен быть заверен в управляющей компании многоквартирного дома.
- Если среди жильцов имеются лица, которые не желают получать право собственности в результате процедуры, необходимо подготовить нотариально заверенный отказ от каждого. За удостоверение документа необходимо заплатить по тарифу нотариуса. Такая процедура оформления обязательна. Отказаться от приватизации могут только совершеннолетние и полностью дееспособные лица. При этом законные представители детей не вправе совершать отказ от их имени. Для того чтобы опекун недееспособного гражданина смог отказаться от приватизации от его имени, необходимо получить разрешение органа опеки.
- Ордер на вселение в комнату. Если документ был утерян или испорчен, следует получить выписку из архива с данными этого документа.
- Выписка из технического паспорта на комнату и квартиру. Если сам паспорт не оформлялся, необходимо заказать его в БТИ, оплатив услуги инвентаризации помещения.
- Справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам. Наличие долгов не является поводом для отказа в приватизации, но муниципальные органы часто противятся и не принимают документы. Зачастую лучше погасить задолженность, чем инициировать судебное разбирательство и приватизировать комнату принудительно.
- Документы, подтверждающие то, что комната не была приватизирована ранее и лица, претендующие на нее, не участвовали в подобной процедуре. Правом получить в собственность государственное жилье повторно могут воспользоваться только граждане, которые участвовали в приватизации в малолетнем возрасте.
- Договор социального найма комнаты.
Перечень документов для приватизации комнаты зависит от субъекта, в котором будет проводиться процедура, поскольку подобные правила устанавливаются на региональном уровне. Список необходимых бумаг целесообразно уточнить заранее в муниципальном органе, который является собственником жилья. Все расходы по оформлению документации и проведению сопутствующих работ, к примеру, инвентаризации жилья, полностью возлагаются на лиц, которые собираются участвовать в приватизации.
Порядок действий при реализации процедуры приватизации
После сбора всей документации гражданину, желающему приватизировать комнату, необходимо обратиться в жилищный комитет администрации населенного пункта. Название самого органа и порядок приема лиц может различаться в зависимости от региона, в котором будет проводиться процедура. Заявление с пакетом документов необходимо передать сотруднику и ожидать решения муниципалитета.
В случае получения отрицательного ответа придется обращаться в судебный орган за решением вопроса о приватизации комнаты в принудительном порядке. Для защиты своих прав целесообразно обратиться за помощью к квалифицированному юристу, специализирующемуся на подобных делах. Потребуется собрать доказательства неправомерности отказа муниципалитета и написать исковое заявление. Если суд примет положительное решение, комната будет приватизирована.
При получении положительного ответа от муниципалитета жилищный департамент должен подготовить договор о передаче права собственности на помещение в частное владение. В целом рассмотрение заявки и остальные действия занимают не более двух месяцев.
Далее гражданину предстоит регистрация права собственности. Поскольку приватизация – это, по сути, сделка по отчуждению недвижимости, сведения о ней в обязательном порядке необходимо внести в государственный реестр. Без этой процедуры переход права собственности не произойдет, а лицо, участвовавшее в приватизации, не станет полноправным собственником комнаты.
Для регистрации права также необходимо подготовить документы и обратиться в любое отделение Росреестра или МФЦ. Потребуются следующие бумаги:
- заявление о регистрации (оно заполняется непосредственно при обращении);
- паспорта всех лиц, которые получили во владение комнату. Для несовершеннолетних потребуются свидетельства о рождении и удостоверения личности их законных представителей;
- договор о получении комнаты в частную собственность, подготовленный муниципалитетом;
- квитанция об оплате государственной пошлины за регистрационные действия (получить бланк следует у регистратора).
В зависимости от ситуации могут потребоваться и иные бумаги. Их точный список следует уточнить у сотрудника органа. Регистратор примет документы, выдаст расписку и назначит дату окончания процедуры. Явившись в назначенный день, заявитель получит экземпляр договора с регистрационной подписью, который будет являться подтверждением прохождения этого заключительного этапа. С этого момента гражданин будет являться полноправным собственником недвижимости и может пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению.