Как узнать приватизирована ли квартира или нет
Только полноценное право собственности на недвижимость дает ее обладателю возможность распоряжаться квартирой по своему желанию. Если гражданин проживает на муниципальной либо государственной территории, для того чтобы, например, продать жилье либо оформить на него дарственный договор, ему необходимо пройти процедуру приватизации. С юридической точки зрения, она представляет собой изменение текущей формы недвижимого имущества – из государственного либо муниципального в частную. Приватизация станет необходимой процедурой и в том случае, если гражданин желает провести перепланировку квартиры.
Несмотря на все преимущества приватизации, современная статистика показывает, что многие граждане нашей страны до сих пор продолжают проживать в муниципальном жилье. При этом их больший процент даже не задумывается о том, что жилье можно приватизировать.
Впервые понятие «приватизация» было введено около 25 лет назад. Тогда многие граждане отнеслись к возможности изменения формы жилья с большим сомнением. Сегодня же ситуация сильно изменилась. В уполномоченных организациях до сих пор можно встретить очередь из граждан, которые желают изменить текущую правовую форму занимаемой ими территории. Данная услуга пока оказывается на бесплатной основе, однако в будущем планируется установление предусмотренных тарифов.
Начальным этапом процедуры приватизации всегда будет выступать сбор всех необходимых документов. Их точный список лучше уточнить заранее, по месту обращения. Личное заявление нужно будет подать в местное отделение администрации, в соответствующий отдел. После того как пакет документов был передан специалисту, начинается проверка поступивших сведений и принятие окончательного решения по заявке.
Иногда у гражданина возникает необходимость проверки текущего состояния квартиры, было ли жилье уже приватизировано или нет. В случае последнего варианта, сбор каких-либо документов станет бессмысленной потерей времени, так как уполномоченное лицо в будущем все равно вынесет официальный отказ в приватизации. В таких ситуациях у человека нередко возникают вопросы о том, как проверить факт приватизации конкретной территории, а также в какую организацию следует обращаться и какие документы придется собирать.
В какое учреждение следует обратиться?
Сейчас много уполномоченных государственных организаций, которые могут предоставить гражданам необходимую информацию о правовой форме их жилища. Получить требующиеся сведения можно даже через интернет. Однако для начала следует разобраться с тем, кто именно обладает законным правом на подобную информацию. К таким лицам относятся следующие:
- Непосредственный наниматель жилья, который находится на территории, в соответствии с ранее заключенным договором социального найма. Данное лицо имеет полноценные права для получения информации о приватизации.
- Члены семьи квартиросъемщика, которые проживают с ним на одной территории. Дети, жена, бабушки, дедушки и т.д., также обладают законным правом на получение информации о том, было ли ранее приватизировано жилье или нет.
- Уполномоченные специалисты из органа администрации, которые имеют право получать необходимую информацию, проверять определенные сведения, уточнять некоторые нюансы и проводить иные действия, которые будут требоваться.
- Сотрудники правоохранительных органов, в особых случаях. Такое право будет у них иметься, если процедура приватизации квартиры была связана с определенными нарушениями, которые подлежат дополнительным проверкам и расследованию.
Вышеуказанный перечень лиц, который имеет право на получение сведений о приватизации, является исчерпывающим. Другие граждане не могут обладать подобной информацией о приватизации чужих квартир.
Способы получения информации
Рассмотрим список организаций, уполномоченных выдавать сведения о приватизации квартиры:
- Росреестр. Данный орган располагает всеми необходимыми сведениями о конкретной жилой территории. Исключения составляют квартиры, которые были приватизированы до 1998 года. По данным жилым территориям определенные сведения могут отсутствовать, по причине не слишком строгого учета в то время.
Информация из Росреестра получается на основании письменного запроса от заинтересованного лица. Следует отметить, что обращение в данную организацию осуществляется на платной основе. За предоставление информации необходимо будет предварительно оплатить государственную пошлину. Ее размер составляет около 200 рублей. Точную сумму лучше узнать по месту обращения, так как она может меняться, в зависимости от конкретного региона нашей страны. Квитанцию об оплате установленной пошлины обязательно нужно приложить к письменному заявлению. Помимо этого, набор документов должен включать в себя и паспорт заявителя, для удостоверения его личности.
Как только весь пакет необходимых бумаг будет представлен гражданином, уполномоченный специалист обязан осуществить их принятие и выдать заявителю соответствующее подтверждение данного факта. Далее сведения передаются на их последующее рассмотрение. Как правило, данная процедура может длиться до 15 дней. По истечении этого временного периода заявитель может вновь посетить Росреестр и предъявить соответствующее подтверждение. - БТИ. Бюро технической инвентаризации также является учреждением, обладающим необходимыми полномочиями для выдачи заявителям информации о приватизированных квартирах. Обращение туда также осуществляется на основании письменного запроса. На основании поступившей информации, уполномоченный специалист также сможет предоставить гражданину необходимые сведения относительно текущего статуса жилой территории.
- ЕГРП. Для получения информации из данного органа необходимо обратиться в его местное представительство, в соответствии со своим районом проживания или регистрации. Следует помнить, что обращение в данный орган также осуществляется с предварительной оплаты, установленной государственной пошлины. Помимо этого, заинтересованному лицу нужно будет составить личное заявление, выражающее желание в получении необходимых сведений. Как правило, образец заявления всегда имеется в канцелярии уполномоченной организации, поэтому с ним следует ознакомиться заранее.
- Единый расчетный центр. Данные организации существуют практически во всех районах нашей страны. Они также могут предоставить сведения о том, было ли конкретное жилье приватизировано ранее или нет. Для этого заявитель должен обратиться в соответствующее отделение и попросить предоставить договор социального найма. На основании этого документа гражданин сможет сделать выводы о приватизации.
Помимо квитанции о погашении государственной пошлины, а также личного заявления, заинтересованному лицу необходимо будет предъявить и собственный паспорт. После получения специалистом всех документов начинается подготовка официального ответа.
Что касается иных способов получения информации, к ним можно отнести следующие:
- предоставление соответствующих сведений заявителю через интернет. Для этого заинтересованному лицу необходимо будет посетить официальный портал ЕГРП и создать заявку, в соответствии с установленным там порядком. Однако здесь имеется один нюанс. Гражданин обязательно должен обладать действующей электронной подписью. Только таким образом он сможет подтвердить собственную личность и получить необходимую информацию;
- получение информации, на основании квитанции об оплате коммунальных услуг. Данный способ, безусловно, можно назвать наиболее быстрым и оптимальным в вопросе получения необходимых сведений. Как известно, квитанции об оплате коммунальных услуг приходят гражданам каждый месяц. В этом документе содержится вся необходимая информация: о месте расположения конкретной квартиры, о количестве комнат, а также прописанных там лиц и о текущем статусе недвижимой собственности.
Таким образом, получить информацию о том, приватизирована ли квартира или нет, достаточно легко. Главное – помнить о том, куда именно нужно обращаться и предварительно подготовить требующиеся документы.