ГлавнаяУправляющая компанияЖалоба на управляющую компанию в прокуратуру: основания для подачи, порядок и правила оформления

Жалоба на управляющую компанию в прокуратуру: основания для подачи, порядок и правила оформления

Многоквартирный дом включает в себя отдельные объекты недвижимости, которые принадлежат разным гражданам или юридическим лицам. Помимо собственности отдельных лиц, в здании есть также имущественные объекты, которые принадлежат всем владельцам помещений одновременно, находясь при этом в общей долевой собственности. Условная часть общего имущества, принадлежащего каждому из собственников квартир в доме, соотносится с площадью объекта во владении. На основании этой доли в общедомовой собственности осуществляется и управление. Собственники объектов недвижимости в многоквартирных домах должны распоряжаться и заботиться об общем имуществе сообща. Подобные вопросы решаются на собраниях жильцов путем голосования. Однако обеспечивать нормальное состояние общего имущества в многоквартирном доме необходимо ежедневно. При этом организовать большое число собственников достаточно непросто.

Для эффективного управления общедомовым имуществом законодательство предусматривает несколько способов. Одним из наиболее распространенных является делегирование полномочий управляющей компании за плату. При этом между жильцами и организацией заключается письменное соглашение, в котором указываются определенные обязанности для каждой из сторон.

Деятельность управляющих компаний регламентируется как заключенным договором, так и федеральным законодательством. Однако распространены ситуации, когда организации уклоняются от исполнения каких-либо обязанностей, пользуясь при этом незнанием жильцами своих прав. Собственники квартир в подобных ситуациях продолжают платить денежные средства за услуги, которые не получают.

Законодательство предусматривает несколько способов, которые позволяют надавить на управляющую организацию и заставить ее выполнять свои обязанности. Также для подобных ситуаций предусмотрены меры ответственности для должностных лиц, допустивших ущемление прав собственников, а также для организации в целом.

Одним из действенных способов привлечения управляющей компании к ответственности является жалоба на ее действия или бездействие в прокуратуру. В случае положительного ответа органа будет организована прокурорская проверка, по результатам которой к организации могут быть применены меры ответственности.

При использовании этого метода защиты своих прав необходимо соблюдать установленную законодательством процедуру.

Общие сведения об обязанностях управляющей компании

Обязанности управляющей компании устанавливаются действующим законодательством, а также договором, заключенным с жильцами. Причем обязательства, содержащиеся в нормативных актах, одинаковы и равны для всех организаций подобного типа. В случае с договором сторонами могут быть установлены индивидуальные обязанности, которые должны исполняться компанией, его заключившей, и не распространяющиеся на остальные организации.

Главной функцией и обязанностью управляющей компании является поддержание общедомового имущества в надлежащем состоянии, а также обеспечение комфортного проживания жильцов. К общим обязательствам организации можно отнести следующие:

  • выполнение текущих работ по ремонту здания. Это мероприятия, целью которых является сохранение здания в нормальном состоянии, отдаление во времени капитального ремонта или сноса многоквартирного дома. В результате выполнения подобных работ не должны ухудшаться характеристики здания. Собственники недвижимости в доме имеют право отслеживать исполнение и качество подобных работ. В случае выявления недостатков они вправе требовать их устранения. Перед тем как подавать жалобу на неисполнение подобных работ, следует убедиться, что они не относятся к сфере капитального работа, который находится вне компетенции управляющей компании;
  • мониторинг состояния дома. Организация должна отслеживать текущие характеристики здания, выявлять и своевременно устранять неисправности, реагировать на жалобы жильцов о поломках;
  • контроль поставки услуг. При этом должно отслеживаться качество как собственных услуг, так иных от сторонних поставщиков;
  • заключение соглашений с компаниями-поставщиками;
  • заключение договоров с организациями, выполняющими ремонтные работы;
  • обслуживание МКД (многоквартирного дома). Это, к примеру, обеспечение санитарного состояния в надлежащем виде, мытье подъездов, уборка;
  • обслуживание придомовой территории. К примеру, уборка мусора, листвы, ремонт детских площадок.

Полный список обязанностей управляющей компании перечислен в договоре, который заключался с жильцами. Знание обязательств, которые взяла на себя организация, поможет контролировать ее работу и корректно сформулировать требования в случае нарушений.

Основания для подачи жалобы

Подача жалоб на управляющую компанию – один из эффективных способов защиты своих прав. Со стороны подобных организаций довольно часто наблюдается нарушение взятых на себя обязательств. И далеко не во всех случаях жильцы уделяют этому должное внимание. Зачастую не предпринимается никаких действий для того, чтобы привлечь УК к ответственности и пресечь нарушение условий договора.

Среди оснований для подачи жалобы на организацию в различные инстанции можно выделить следующие:

  • уклонение от проведений мероприятий по ремонту многоквартирного дома. К примеру, если в подъездах здания не проводились работы по поддержанию нормального состояния уже несколько лет. Собственники, в свою очередь, ежемесячно отчисляют средства на подобные мероприятия;
  • не производится отслеживание текущего состояния здания;
  • зафиксированы нарушения в эксплуатации здания. К примеру, выявлены дефекты в электропроводке, и управляющая компания не предпринимает никаких действий для их устранения;
  • организация не следит за уборкой и вывозом мусора с территории дома;
  • обслуживание придомовой территории производится ненадлежащим образом. К примеру, не производится ремонт детских площадок;
  • организация не ставит в известность граждан об изменении тарифов или делает это несвоевременно;
  • оплата за услуги необоснованно завышена;
  • организация не осуществляет контроль за состоянием оборудования, приборов учета потребления коммунальных услуг в здании.

При устных жалобах граждан сотрудники управляющей компании могут прикрываться наличием неплательщиков в доме и нехваткой средств из-за них. Однако это не является поводом для ущемления прав тех граждан, которые исправно оплачивают услуги и в полной мере исполняют условия договора. Более того, выявление неплательщиков, применение мер и взыскание задолженностей также является обязанностью управляющей компании, которую она не вправе перекладывать на жильцов. Тем не менее, ситуации, когда УК уклоняется от исполнения обязательств, мотивируя это тем, что кто-то в доме не оплачивает услуги, достаточно распространены. Компании, как правило, таким образом пытаются надавить на жильцов, чтобы те способствовали погашению задолженностей другими собственниками вместо того, чтобы исполнять свои обязанности.

Порядок подачи жалоб на управляющую компанию

Согласно законодательству, собственники квартир в домах при неисполнении своих обязательств управляющей компанией имеют право подать жалобу в контролирующие деятельность подобных организаций органы. При этом следует учитывать, что отношения между жильцами и УК относятся к гражданско-правовой сфере, а значит нужно соблюдать претензионный порядок предъявления требований по устранению нарушений. Иными словами, собственники квартир при выявлении ущемления своих прав вначале должны обратиться с претензией к самой организации. Если этого сделано не будет, в рассмотрении жалобы будет отказано.

Зачастую возникающие проблемы разрешаются уже на этапе подачи претензии руководству управляющей компании, поскольку ее сотрудники понимают, что жильцы, которые оформили свои требования в письменном виде, с большой вероятностью не остановятся на этом, в случае если организация не предпримет никаких действий. К тому же нежелание исполнять свои обязанности и халатность одного из работников, далеко не всегда означает, что руководство компании относится к отношениям с жильцами так же.

В случае если после подачи претензии в саму управляющую компанию в разумный срок, как правило, это 30 дней, не было предпринято никаких действий или был получен отказ, жильцам следует обратиться в жилищную инспекцию. Этот орган, который проводит тщательную проверку действий сотрудников УК, уполномочен назначать меры ответственности, а также выносит предписания по устранению нарушений.

И только в том случае, если два предыдущих действия не возымели должного эффекта, следует обращаться в прокуратуру. Если этап с подачей претензии самой УК и в жилищную инспекцию будет пропущен, сотрудники прокуратуры перенаправят требование жильцов в муниципальные органы. Сами они никаких действий предпринимать не будут. И лишь в тех случаях, когда муниципальные органы не смогли разрешить спорную ситуацию, сотрудники прокуратуры при наличии весомых оснований предпримут прокурорскую проверку.

Спектр полномочий прокуратуры в сфере надзора за деятельностью управляющих организаций

Прокурор при поступлении жалобы на действия или бездействие управляющей компании имеет право:

  • на осуществление проверки действий организации;
  • запрос любых данных об исполнении работ и оказании услуг;
  • проверку документов управляющей компании, в том числе финансовую отчетность;
  • проведение бесед с любыми сотрудниками организации;
  • возбуждение административного производства при выявлении нарушений, в рамках КоАП РФ;
  • вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • направление представления о возбуждении уголовного дела, если были выявлены нарушения в рамках УК РФ

Если прокуратора вынесет решение об удовлетворении требований заявителя, это приведет к прокурорской проверке, что само по себе неприятная процедура для управляющей компании. По результатам такой проверки при выявлении нарушений организацию и ее сотрудников ждут санкции, вплоть до уголовной ответственности.

Правила оформления жалобы

Законодательство не предусматривает установленный образец для оформления обращений в прокуратуру. Жалоба составляется в письменном виде. Важно изложить в ней факты нарушений организацией прав жильцов и условий договора. В тексте обращения указываются следующие данные:

  • наименование органа, в который подается жалоба, а также данные ответственного лица, который будет ее рассматривать;
  • сведения о заявителе, в том числе фамилию, имя, отчество и адрес проживания;
  • описание сложившейся ситуации. В частности, необходимо указать, какие именно и каким образом нарушаются права жильцов и положения договора;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дату обращения и подпись заявителя.

К жалобе следует приложить бумаги, которые подтвердят недобросовестность действий управляющей компании. Это могут быть копии претензий, которые направлялись в УК, акты с фиксацией выявленных нарушений. Перечень необходимых документов будет зависеть от сути проблемы. К примеру, если это халатность в отношении оборудования дома, следует приложить акты его обследования, не лишним будут и фотографии состояния. Если жилец пострадал в результате действий или бездействия управляющей компании, к примеру, поскользнулся на дорожке и сломал ногу, следует приложить медицинские документы.

Следует учитывать, что основания для обращения в прокуратуру должны быть серьезными. К примеру, сотрудники не назначат проверку, если жильцы жалуются на грубое поведение сантехников или электриков. Однако, если действия или бездействие организации создают угрозу жизни или имуществу жильцов, необходимые меры будут предприняты.



Комментарии пользователей

Добавить комментарий

Ошибка! Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий.