Выписаться по доверенности
Регистрационный учет в Российской Федерации носит уведомительный характер и ведется в целях контроля над перемещением граждан в пределах территории страны. Прописка в РФ предусмотрена двух видов: постоянная и временная. В первом случае оформляется регистрационный учет по адресу постоянного проживания бессрочно. Такая прописка действует до тех пор, пока гражданин самостоятельно не примет решение ее аннулировать или его не выпишут принудительно через суд.
Во втором случае регистрация оформляется на ограниченный период. С истечением срока прописка перестает действовать автоматически. Гражданину не требуется никуда обращаться, чтобы подтвердить ее прекращение. Максимальный срок такой прописки – пять лет. При необходимости ее можно продлить, обратившись с необходимыми документами в регистрационный орган повторно.
Существует несколько способов оформления прописки и снятия с регистрационного учета. Все они предполагают личное присутствие лица. Оформление и аннуляция прописки – это простые юридические процедуры. Однако они носят заявительный характер. Независимо от того, каким способом гражданин подает документы на снятие с регистрационного учета, ему необходимо посетить паспортный стол хотя бы один раз для того, чтобы предоставить оригиналы бумаг, подтвердить свое желание выписаться и поставить личную подпись на листке убытия.
Но нормативная база не регламентирует прямого запрета на делегирование права аннуляции регистрации или постановки на учет по месту проживания посредством доверенности представителю. Этот способ используется в исключительных случаях, как правило, когда гражданин находится в лечебном учреждении и состояние его здоровья не позволяет произвести необходимые действия самостоятельно.
Нормативная база, регулирующая вопросы регистрации граждан
Порядок постановки и снятия с регистрационного учета граждан в Российской Федерации регулируют следующие нормативные акты:
- Конституция РФ. Регламентирует свободу передвижения и выбора места жительства или пребывания гражданам страны;
- ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ…»;
- Постановление Правительства РФ № 713;
- Административный регламент, утвержденный Приказом ФМС от 11 сентября 2012 года №288.
Указание на возможность снятия с регистрационного учета через доверителя содержится лишь в Административном регламенте и касается оно лиц, которые находятся за границей РФ и по этой причине не могут реализовать процедуру лично. Однако нормативная база не содержит и прямого запрета на подобный способ аннуляции регистрации, поэтому возможность его реализации зависит от решения сотрудника паспортного стола.
Миграционный учет граждан с 2016 года отдан в ведение МВД РФ, поскольку Федеральная Миграционная Служба была упрощена. Сотрудники ФМС неохотно выписывали через представителя, поскольку данным способом часто пользуются мошенники, которые пытаются выселить человека из квартиры. Регистратор, реализующий процедуру, берет на себя ответственность за ее последствия. Если окажется, что права выписавшегося человека были нарушены, сотрудник паспортного стола также будет отвечать за это.
Прежде чем оформлять доверенность на представителя, следует обратиться в миграционный отдел МВД лично или по телефону и уточнить возможность снятия с регистрационного учета таким способом.
Аннулировать прописку можно следующими способами:
- Обратившись в паспортный стол, выписаться в «никуда», не оформляя регистрацию по новому месту жительства. Не стоит забывать при этом об ответственности за проживание на территории Российской Федерации, без регистрации.
- Воспользоваться порталом «Госуслуги». Потребуется паспорт выписывающегося человека. Необходимо авторизоваться на сайте, заполнить данные и отправить заявку в миграционный отдел. После этого потребуется посетить паспортный стол, чтобы предоставить оригиналы документов и подписать листок убытия. Это также может сделать представитель, если сам гражданин имеет уважительные причины, которые не позволяют ему присутствовать лично.
- Выписаться посредством оформления регистрации по новому месту проживания. Потребуется пакет документации и согласие собственника жилья, если недвижимость, по адресу которой происходит постановка на регистрационный учет, не принадлежит гражданину. Право совершения необходимых действий можно также делегировать другому лицу посредством доверенности, если имеются уважительные причины.
Независимо от того, какой способ будет выбран, необходимо действовать в рамках законодательства. В России существует ответственность за нарушения процедуры регистрации, предоставление заведомо ложных сведений и фиктивную прописку.
Выбор вида доверенности
Законодательство требует обязательного нотариального заверения доверенностей на представление интересов. Оформить бумагу можно двух видов: генеральную и простую. Генеральные доверенности дают более широкий спектр прав представителю. Как правило, их оформляют, если необходимо не только выписать гражданина, но и продать квартиру, зарегистрировать сделку в Росреестре. Такой вид документа повышает риск мошеннических действий со стороны представителя, делегируя ему гораздо больше прав.
Простая доверенность выдается на одно определенное действие, которое необходимо совершить. Для снятия с регистрационного учета или оформления прописки по новому месту жительства такого документа достаточно. Если предполагается только аннуляция регистрации, рекомендовано оформлять именно простую доверенность на представителя.
Перед оформлением документа следует выяснить у нотариуса полный перечень бумаг, которые потребуются, а также необходимость присутствия при оформлении самого представителя. Также нужно уточнить стоимость процедуры. Если гражданин, которого необходимо выписать, не может самостоятельно прибыть в нотариальную контору для составления и заверения доверенности, можно вызвать специалиста на дом. Такая услуга будет стоить дороже.
В большинстве случаев нотариусы требуют присутствия и гражданина, который будет делегировать свои права и представителя. Для оформления документа необходимо согласие лица, которое будет представлять интересы выписывающегося человека.
Нотариус самостоятельно составит документ и заверит его надлежащим образом. В большинстве случаев у сотрудников контор имеются типовые бланки, которые они адаптируют под каждый конкретный случай.
Документальное обеспечение процедуры
Для аннуляции регистрации необходимо заполнить заявление. Данные вносятся выписывающимся собственноручно. Далее документ заверяется нотариусом.
Для оформления доверенности потребуются паспорта обеих сторон. В ней указываются следующие сведения:
- паспортные данные гражданина и представителя;
- действия и права, которые делегирует гражданин представителю;
- срок действия доверенности.
Для реализации процедуры выписки потребуются следующие бумаги:
- заявление по форме №6 (заполняется выписывающимся гражданином);
- нотариально заверенная доверенность на представителя;
- паспорта гражданина и представителя.
Если планируется одновременно со снятием с регистрации оформить прописку по новому адресу, потребуются следующие документы:
- документ – основание для вселения. Это может быть договор найма жилого помещения, согласие собственников. Если гражданин прописывается в свое жилье, можно предоставить выписку из ЕГРН. Это необязательно, но значительно ускоряет процедуру;
- домовая книга (необходима, если планируется прописка в частный дом);
- свидетельство о рождении (потребуется, если прописывается несовершеннолетний вместе с гражданином).
Все документы должны быть действительны и не просрочены.
Пошаговая инструкция выписки из жилья по доверенности
Для выписки из квартиры через представителя нужно придерживаться следующего алгоритма:
- договориться с лицом, которое будет представлять интересы. Необходимо получить добровольное согласие;
- уточнить в регистрирующем органе возможность выписки через представителя;
- узнать у нотариуса перечень необходимых документов и стоимость услуг;
- подготовить необходимые документы и заявление;
- обратиться к нотариусу, оплатить услуги и оформить доверенность.
Далее представитель посещает паспортный стол, передает документы и оформляет снятие с регистрационного учета.