Выписка умершего гражданина
После смерти гражданина его родственники сталкиваются с множеством хлопот. Им необходимо организовать похороны, подготовить документы и вступить в наследство. О том, чтобы снять умершего с регистрационного учета в квартире, часто забывают. Данная процедура не отличается сложностью, но она необходима, поскольку, не сделав этого, родственники могут столкнуться с рядом проблем.
Регистрация на территории жилплощади дает право проживания и пользования. Если прописка постоянная, она прекращается только по заявлению самого гражданина либо через суд. Согласно законодательству человек обладает правоспособностью в течение жизни. Со смертью его права прекращаются. Таким образом, умирая, гражданин утрачивает право пользования и проживания в квартире. Снять с регистрационного учета его можно на основании свидетельства о смерти.
Если гражданин отсутствует по адресу своего места жительства длительное время и о нем нет никаких вестей, он может быть признан умершим. В таком случае его также можно снять с регистрационного учета, поскольку он утрачивает правоспособность после вступления в силу судебного решения. Если гражданин объявится, он может в судебном порядке отменить все последствия, примененные к нему, в том числе и восстановить регистрацию.
Подготовительный этап
В первую очередь необходимо получить справку о смерти лица. Этот документ выдает медицинское учреждение или врач скорой помощи, который засвидетельствовал смерть гражданина. Данную справку также можно получить в морге. Она должна содержать следующую информацию:
- дату выдачи;
- регистрационную нумерацию;
- фамилию и должность сотрудника, ее выдавшего;
- данные умершего, дату и причину его смерти;
- печать учреждения.
Если какие-либо сведения не указаны, документ содержит ошибки или печать плохо читается, необходимо настоять на замене справки. В противном случае ее не примут в ЗАГСе или данные о смерти гражданина будут искажены.
Далее следует заявить о том, что гражданин умер, обратившись в ЗАГС. Это необходимо для получения свидетельства, которое будет подтверждать факт смерти лица. Этот документ крайне необходим родственникам. Потребуется он не только для снятия лица с регистрационного учета, но и для множества других процедур, в том числе и вступления в наследство.
Заявлять о смерти лица имеют право:
- муж или жена умершего гражданина, другие родственники, находившиеся рядом в момент смерти;
- лица, не объединённые родственными связями с умершим, но присутствовавшие в момент его смерти;
- медицинское или иное учреждение, в котором находился гражданин в момент смерти;
- исправительные колонии и иные подобные учреждения, если гражданин умер во время отбывания наказания, связанного с лишением свободы;
- командир воинской части, если гражданин являлся военнослужащим;
- правоохранительные органы.
Заявить о том, что гражданин умер, следует в течение трех суток со дня смерти. Лицо, обращающееся в ЗАГС, должно иметь при себе:
- свой паспорт,
- справку о смерти,
- паспорт умершего,
- документ, который подтвердит факт родства.
Сотрудник примет документы, зафиксирует смерть гражданина и выдаст свидетельство. Паспорт умершего и справка будут изъяты. Заявитель получит документ в день обращения. Свидетельство о смерти должно содержать в себе следующие данные:
- ФИО умершего, его дату рождения, отметку о гражданстве;
- дату составления и идентификационный номер акта о смерти;
- место, где был зарегистрирован факт смерти;
- дату выдачи документа.
Заявителю необходимо внимательно проверить полученный документ. В нем не должно содержаться ошибок, особенно в данных умершего и дате его смерти.
Необходимые документы для реализации процедуры выписки умершего гражданина
Лицу, собирающемуся снимать умершего с регистрационного учета, необходимо определиться с документом, который подтвердит родство. В качестве такой бумаги можно использовать:
- свидетельство о регистрации брачных отношений (потребуется предоставить, если умерший приходился супругом заявителю;
- свидетельство о рождении, если умерший являлся ребенком или родителем заявителя;
- бумаги, подтверждающие родство всех поколений (требуется, если заявителем выступает иной родственник, племянник, внук, брат или сестра).
Прежде чем обращаться за снятием умершего гражданина с регистрационного учета, заявителю необходимо подготовить пакет документов. В противном случае в процедуре ему будет отказано. Необходимо подготовить:
- паспорт заявителя (документ должен быть действителен и не просрочен);
- свидетельство о смерти гражданина, которого необходимо снять с регистрационного учета;
- заявление об аннуляции регистрации умершего (заполняется непосредственно при обращении в паспортный стол);
- документ, который подтверждает родство с умершим гражданином.
Сотрудник проверит пакет документации. Если предоставлены все необходимые бумаги, он осуществит снятие с регистрационного учета. Заявитель впоследствии может посетить паспортный стол и проверить, была ли проведена процедура. Для этого можно взять справку о прописанных в квартире лицах, в которой будут указаны все граждане, имеющие регистрацию на территории жилого помещения. Получить этот документ можно в паспортном столе или управляющей компании многоквартирного дома. С 2016 года вопросами регистрации занимается миграционный отдел МВД, поэтому обращаться необходимо именно в этот орган.
Если лицевой счет квартиры был открыт на умершего гражданина и квитанции по коммунальным платежам отправлялись на его имя, его также необходимо переоформить. Следует обратиться в управляющую компанию дома, имея при себе свидетельство о смерти гражданина и паспорт заявителя. Сотрудник на основании этой документации переоформит все необходимые бумаги.
Поскольку некоторые коммунальные платежи начисляются, исходя из количества прописанных на территории квартиры лиц, работник управляющей компании после переоформления лицевого счета и смены плательщика должен сделать перерасчет, начиная со дня смерти выписанного лица. Если умерший гражданин имел какие-либо льготы, они прекратят действие. Жильцам придется оплачивать коммунальные платежи на общих основаниях.
Нюансы выписки гражданина из муниципальной квартиры
Если квартира, в которой проживал умерший гражданин, не была приватизирована и принадлежит муниципалитету, а члены его семьи желают продолжать проживать на территории этой жилплощади, им необходимо перезаключить договор соцнайма. Это требуется сделать, если покойный был единственным вписанным в документ ответственным квартиросъемщиком. Для этого необходимо обратиться в администрацию населенного пункта и предоставить следующие бумаги:
- договор соцнайма, заключенный с умершим гражданином;
- справку о прописанных в квартире лицах, в которой значится заявитель;
- документ, подтверждающий родство с покойным.
Заявитель должен иметь постоянную регистрацию на территории квартиры. Муниципальный орган заключит новый договор социального найма жилья с родственником умершего гражданина. Если документ не будет переоформлен, администрация будет иметь право выселить жильцов из квартиры.
Признание гражданина умершим и снятие с регистрационного учета
Гражданин может быть признан умершим, если он отсутствует по адресу места регистрации в течение не менее пяти лет, при этом от него нет никаких вестей. Также процедура проводится, если человек пропал при обстоятельствах, угрожавших его жизни. Для этого необходимо подать исковое заявление в суд. Если требования истца будут удовлетворены, пропавшего гражданина можно снять с регистрационного учета. Данная процедура будет проведена в паспортном столе на основании решения суда.
Если гражданин объявится и обнаружит, что его признали умершим, он может восстановить свои права, обратившись в суд и отменив предыдущее решение. Регистрацию он также сможет восстановить, как и право собственности на квартиру, даже если недвижимость была продана.
Сроки и последствия несвоевременного снятия с регистрационного учета
Законодательство не устанавливает императивные сроки для снятия с регистрационного учета умершего гражданина. Если родственники затянут этот процесс, они не будут привлечены к ответственности. Тем не менее, они столкнуться с другими неприятными последствиями. К примеру, размер коммунальных платежей будет больше, поскольку часто они начисляются с учетом количества прописанных лиц. Так же квартиру будет крайне тяжело продать, поскольку покупатели опасаются приобретать недвижимость, на территории которой имеют регистрацию другие лица.